Найти в Дзене

Идеальный курорт 19-го века. Ейск.

Во времена освоения американского континента в ходу было расхожее такое словечко «фронтир», обозначавшее условную границу между территориями, освоенными пришлым европейским людом, и дикими землями индейцев.

Освоение Кубани русскими в 18-м веке представляло собой нечто похожее. Для территорий южнее современного Ростова-на-Дону. С той лишь разницей, что местные «индейцы» по уровню воинственности и кровожадности иной раз могли бы дать фору своим заокеанским «коллегам». А вот по уровню «лошадизации» и вооружению значительно их превосходили. Да и поддержка у них была ого-го: сам Турецкий султан и Крымский хан (ну который «собака» из Гайдаевской комедии).

История поселения-предтечи города Ейска началась с казачьего атамана Захария Чепеги, приведшего сюда с родного Дона первые десятки товарищей со своими семьями, на поселение. Нагайские татары к тому времени вели себя более-менее смирно. После общения с войсками Империи, под командованием самого Александра Суворова, активно воевать желания больше не изъявляли. Даже река, на которой решили поселится вновь прибывшие, уже носило нагайское название Ея. В переводе «Русская река». Удивительно ёмкий у кочевников язык, однако.

Но настоящим городом он стал почти на век позже, когда Кавказский наместник Воронцов решил построить здесь морской порт и заодно, идеальный город-курорт. Ну, с поправкой на то, как это понимали господа из Петербурга и Москвы в середине 19-го века.

Природные данные на местности наличествовали. Тёплый морской залив обеспечивал «пользительный» для органов дыхания бриз. Лиманы с целебными грязями обещали подлечить «органы движения» - больные суставы. Мягкий климат помогал сделать длинным сезон для отдыха и лечения. Наконец, совсем рядом могучий Дон, готовый провести корабли с туристами и грузами для торговли из центральной России. Красота и многообещающие «першпективы»!.

Шла эпоха в ту пору императора Николая Первого. Всё должно было быть правильно, «чинно-благородно», по циркулярам, по распорядку. Чтобы и мостовые были чистые и мещане все опрятные. Градостроители, конечно, всецело расстарались.

Улицы заложили строго перпендикулярно друг другу. Насколько позволял ландшафт, их сделали прямыми на максимальную протяжённость (видно и правда далеко, до ближайшего автобуса))). Причём, все ведущие к берегу моря, шли под уклон.

Мало того, всем частным застройщикам предписано было использовать для оформления фасадов своих домов только разработанные специально нанятыми архитекторами и высочайше-утверждённые, варианты отделки. Новый город как бы стал одним большим регулярным «английским» парком. По которому отдыхающая публика могла устраивать променады и вести всяческую праздно-развлекательную жизнь. Ну, как это понимали господа из Петербурга и Москвы в середине 19-го века.

Даже из набережной ухитрились сделать настоящую мореходную улицу, которая по факту оказалась самой широкой в мире. Сегодня это ул. Шмидта (в девичестве Набережный проспект, а потом ул. Набережная). Добавляет интриги также то, что непонятно до сих пор, в честь кого из Шмидтов была названа улица. Было их два в революционной истории: лейтенант Пётр Петрович из героев Крымской войны и Отто Юльевич с ледокола «Челюскин». Она имеет в ширину почти 68 км. Нечётная часть домов в Ейске, а вот чётная в украинском Мариуполе. На другом берегу Таганрогского залива.

Сделано всё было правильно и с размахом. Даже через 150 с лишним лет, городом что называется «удобно пользоваться» по его курортному назначению.

Хотя, ритмы жизни конечно, уже не те. Турист отдыхающий уже не тот. Море ему грязное, да пляж с камнями (а в позапрошлом веке солидным людям купаться было вообще то «не комильфо»). Корабли на рейде экологию загрязняют (понастроили сухогрузов и танкеров, понимаешь. Раньше то парусники да бурлаки на баржах). Пробки в городе (ну не было при Николае Первом столько автотранспорта, лошадиная тяга в основном). И вообще, инфраструктура в целом «не поспевает за временем».

Зато парки обросли шикарной растительностью и предлагают километры для неспешных комфортных прогулок в любую жару. Аттракционы же для деток, ну почти на каждом углу. Торговые улицы заполнены всевозможными заведениями и точками общепита.

Ну а любителям купаться - пожалте за город — в 40 км по берегу знаменитый ровесник Ейска — станица Должанская. Там тебе и коса между Азовским морем и Таганрогским заливом, и песчаные пляжи, и серфинг, и кайтсерфинг и лиманы с вонючей полезной грязью.

Гуляя по многочисленным паркам обязательно наткнёшься на следы ушедших эпох и их ярких представителей. Самым самым именно для Ейска стал его знаменитый горожанин — Иван Максимович Поддубный.

Легенда Российского спорта начала 20-го века, проявившаяся из неприметного крестьянского сына с Полтавщины. Человек, сделавший себя сам. Обладавший богатырским здоровьем и волей. Настоящий русский характер, закалённый жизнью. Четыре раза подряд становился чемпионом мира по борьбе. Стал даже чемпионом Америки в уже очень немолодом возрасте! И это не считаю многочисленных побед на гастролях в разных странах, в цирковых чемпионатах.

В то время ещё не было чётких правил ведения поединков и разделения по видам борьбы. Боролись «на поясах», когда победой было оторвать противника от земли. Современная греко-римская (нельзя использовать приёмы ногами) и вольная (разрешаются подножки и подсечки, но нельзя душить и выворачивать конечности) только формировали свои правила для вхождения в Олимпийское движение. Борьба тогда была больше спектаклем в цирке. Развлечением за деньги публики.

Тем ценнее видится принципиальность Поддубного, не сдавшего за гонорар ни одного поединка. Был ярым противником нечестных методов борьбы (известная история с намазанным маслом французом Буше, которому он проиграл). Заслуживает также уважение его неподдельный патриотизм. Будучи совершенно аполитичным человеком, он смог выжить и в Гражданскую и в Великую Отечественную войны. Сохранил себя настоящим «Русским борцом».

Удивительно, но даже немецкие захватчики уважали принципы его спортивного прошлого. Попав в оккупацию, смог не сотрудничая с фашистами, открыть в городе бильярдную. Помог случайно встреченный на улице Ейска немецкий офицер — его бывший соперник на ринге.

На заработанные средства поддерживал семьи своих соседей. При этом, ходил по городу с Советским орденом, не скрываясь. Кстати, этот факт очень помог ему после войны объясниться с НКВД. Не стоит напоминать, насколько скорым в то время был суд и расправа по одному подозрению в сотрудничестве с фашистами.

В этот тихий Азовский город стоит приехать на пару дней. Окунуться в спокойствие и размеренность жизни курорта 19-го века. Поесть в местных кафешках. Купить какую-нибудь хрень у уличных торговцев. Сфотографироваться у памятника Ивану Максимовичу. И посмотреть на рейд, на стоящих по улице Шмидта огромных кораблей.

За сим откланиваюсь, прошу ставить лайки этой статье и подписываться на мой канал.

Ейск
192 тыс интересуются