Найти в Дзене

О вечном: любовный мотив во французской классике

Как известно, российское общество привыкло равняться на французское будь то стиль, манера себя преподнести, хваленное жизнелюбие. Однако влечение любить по-французски заслоняет собой все остальные мании, потому что "красиво любить умеют только французы".

В силу своей профессии мне приходится много общаться с европейцами, в частности - с французами и итальянцами (англичан и американцев в счет не берем). Так вот, один знакомый француз как-то в беседе сказал: "я год назад расстался со своей женщиной, и до сих пор страдаю, ведь я - ФРАНЦУЗ". Фраза запомнилась своей ситуативной несостыковкой - говорили мы о путешествиях и бизнес-планах. Выпячивают ли свои чувства представители родины Дидро? По своему опыту могу с уверенностью сказать - несомненно.

На днях закончил читать один из самых известных творений французской классической литературы - роман Стендаля "Красное и черное". Читал на языке оригинала, точнее - перечитывал, так как три года назад читал перевод на русский (помню что не зацепило). История бедного деревенского юноши Жана Сореля к двум абсолютно разным и по социальному положению, и по возрастной категории, женщинам. В обоих случаях любовной интриги Сорель имеет целью получить продвижение и самоутвердиться, однако, в процессе ухаживаний он влюбляется как в первую, так и во вторую женщину. Незамедлительно возникает вопрос - как такое возможно? Я читал и не понимал. Если роман настолько популярен, значит он отвечает душевной и эмоциональной организации национальности, что противоречит утверждениям самих же французов. Жан влюблен в Матильду и собирается жениться на ней (хотя ее собственный отец об этом еще не знает), в то время как все еще он не избавился от чувств к мадам де Реналь.

Ситуация смутная еще и тем, что в процессе чтения действия героев воспринимаются как само собой разумеющееся. Более того, сюжетная линия и построение нарратива и диалогов не подразумевают вопросов - автор описывает ситуацию как нечто само собой разумеющееся, полностью отдавая героев на суд читателя и уходя с поля зрения.

В целом роман трогает и завораживает, особенно своим финалом, который чем-то напомнил мне роман Виктора Гюго "Нотр Дам де Пари". Рекомендуется к ознакомлению и расширению кругозора.