Августовский номер украинского Vogue посвящен вопросам идентичности и принятия себя. Автором основной истории для этого выпуска выступил молодой американский художник Пол Мпаги Сепуя (Paul Mpagi Sepuya).
В новом тексте мы расскажем, как художник создал на территории журнала пространство для свободного разговора о способах самоидентификации, и что значит подобное сотрудничество для мира современной модной фотографии.
За последние несколько лет работы Пола Мпаги Сепуя привлекли внимание многих критиков, кураторов и зрителей. Его работы становились частью громких выставок в ключевых американских музеях современного искусства: Нью-Йоркский музей современного искусства (МoMA), Новый музей современного искусства (New Museum).
Основную часть художественной практики Сепуя составляют студийные портреты. Темные ткани на фоне, строгая статичность камеры формально напоминают жанр портретной фотографии, распространенной в конце XIX — начале XX века. Но, в отличие от традиции, метод Сепуи состоит в том, что на этом темном историческом фоне он выделяет актуальные проблемы художественной свободы в современной фотографии: существование строгих конвенций внутри жанра и ограничение творческой воли автора рамками кадра.
Большинство работ Сепуи — автопортреты. Части его тела, будь то руки или торс, часто появляются в кадре и начинают взаимодействовать с моделями, основным содержанием фотографии. Это уже не просто детали-маркеры авторства, а метод визуализации пространственных отношений между зрителем и автором. Таким способом Сепуя выводит перспективу фотографии за формальные границы кадра, пропуская ее через смотрящего. Этот прием делает зрителя частью фотографии так, что он начинает чувствовать, что не просто смотрит, но «участвует» в ней.
Ведь в ситуации, когда автор «вмешивается» в кадр, зритель чувствует, что у него есть право сделать то же самое. Это уже не совсем фотография, это, скорее, целостное пространство, где нет ролей автор-модель-зритель, но есть участники, каждый со своим голосом. Так Сепуя добивается того, что взаимоотношения зритель-художник становятся свободнее, более открытыми для разговора о проблемах инклюзивности искусства и свободы выбора.
По словам автора, в рамках проекта для него важно было создать «что-то настоящее», в противовес стандартным съемкам для «глянца», чтобы обнажить отношения в рамках дихотомии мода-человек. Этого эффекта он добивается, поворачивая камеру на 180 градусов, заставляя индустрию моды и модной фотографии смотреть и изучать саму себя.
Он показывает, что мода в традиционном понимании, — это эксклюзивная социальная условность: когда какая-то небольшая часть общества создает конвенции, по которым живет часть общества чуть побольше. Места для определения собственной принадлежности в рамках этой условности либо мало, либо его нет совсем.
Сепуя бросает вызов индустрии high fashion, приглашая на съемки своих близких друзей и знакомых. Это авторский способ завести разговор об идентичности, о том, что человек волен выбирать, каким образом выражать свою индивидуальность, о том, что этот выбор для каждого свой. Для Сепуи важно быть с моделью «на одной волне»: быть уверенным, что люди в кадре не позируют, но проживают процесс съемки. Так он не просто выхватывает момент во времени, а, скорее, передает опыт переживания этого момента.
Из фотографий Сепуи ясно, что для него разговор о самоидентичности возможен только когда модель способна думать и чувствовать перед камерой.
Поместив саму камеру в поле кадра и наполнив его зеркалами, Сепуя обнажает пространство, которое обычно считается «изнанкой» по отношению к типичной фотографии для «глянца». Документальность кадра, его саморефлексивность и направленность к зрителю — те способы, которыми художник создает fashion statement иного порядка. Это уже не просто эпатажное заявление средствами модной индустрии, но способ включить объект подобного эпатажа в процесс самоанализа. Он заставляет моду думать о самой себе и о возможности
ре-идентификации акторов внутри своей условности: моделей, фотографов, потребителей.
Проект Сепуя для Vogue — это деконструкция и фрагментация любых предрассудков «высокой моды». Для современного ландшафта модной фотографии важна смелость, с которой в издательстве пошли на подобное сотрудничество. Такое решение со стороны редакции — попытка озадачить читателя, указать ему на неожиданные, но возможные способы, внутри канонов модной индустрии, которыми человек может выразить себя.
Когда в рамках традиционных представлений о модной фотографии Сепуя конструирует собственные отношения, он создает альтернативное пространство, которое принципиально свободно от социальных установок.
В его кадре нет места гендерным стереотипам и расовым предрассудкам. Совместная работа Сепуя и Vogue — это художественная визуализация принятия своей «инаковости», на сломе стереотипов о модной фотографии.
Текст: Елизавета Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.