Найти тему

Знаю я вас, компьюторщиков! Аферисты одни!

Оглавление

За 10 лет работы у меня накопилась масса интересных историй. Почему бы ими не поделиться?

Я - руководитель веб-студии, работаю с людьми: заказчиками и своими сотрудникам. Практически каждый день сталкиваюсь с курьёзными ситуациями. Они бывают как позитивными, так и далеко не смешными.

Что случилось то?

Лет 6 назад обратился к нам человек с такой задачей: сделать копию сайта иностранной компании. Сайт на испанском и английском языке, а он (заказчик) был представителем этой компании в России.

Бюджет был скромный - 30 000 рублей. Очень скромный ;) Но задача казалось простой, буквально на 2-3 дня работы.

Небольшой корпоративный сайт, правда с массой проблем и изъянов. Получили аванс 10 т.р. и принялись за дело.

Ошибка номер 1 - Работа без Технического задания
Ошибка номер 1 - Работа без Технического задания

Дальше интереснее, заказчик оказался посредником. Вполне адекватным. Я объяснил ему, что делать точную стопроцентную копию сайта - затея плохая. Этого не любят поисковые системы. И копировать ошибки - явное издевательство над пользователями. Мы же хотели разработать качественный проект!

Предложили:

  • Использовать более удобную систему управления сайтом
  • Включить мобильную версию
  • Не копировать явные проблемные места
  • Сделать более чистый код
  • Устранить ошибки в дизайне

Заказчик-посредник согласился. Но работы оказалось чуть больше, чем на 2 дня. Ещё стали поступать какие-то "капризы" и правки:

"У вас меню на пол сантиметра шире, чем у исходного сайта. Вы нарисовали свои иконки, а нужны точные копии источника. Почему меню открывается справа, а на исходном сайте слева?"

Аргумент, что "пользователю с телефона удобнее дотянуться до меню, если оно справа" не сработал. Поворчали, переделали.

Постепенно пришли к полному непониманию.

Ошибка номер 2 - Работа только с посредником
Ошибка номер 2 - Работа только с посредником

Утверждать ТЗ, правки и другую работу должен конечный заказчик. Не сотрудник и не посредник!

Сайт скопировали, убрали лишние элементы, контент перевели с испанского на русский - пора сдавать проект.

Кстати, внутренних страниц оказалось в разы больше, чем мы нашли изначально. К вопросу плохой структуры исходного сайта и отсутствия ТЗ.

А работу то не приняли

Посредник не выдержал, сказал "Сами общайтесь с заказчиком."
Хорошо, созвонился напрямую. На культурно-деловое стандартное:
"Добрый день, Иван. Сайт готов, но мне сказали, что вас что-то не устраивает?" - получил заряд бодрости:

"В каком месте он готов? Я хочу точную полную копию, мне не надо вот этих ваших айтишных штучек. Я вас компьютерщиков знаю! Разводилы одни! Я меняю уже ЧЕТВЁРТОГО подрядчика! Доделывайте работу! Нечего мне рассказывать."

Ошибка номер 3 - Повторение предыдущих ошибок
Ошибка номер 3 - Повторение предыдущих ошибок

Итоги:

  • Срок с 3х дней вырос до 3х недель
  • Бюджет расти не стал
  • ТЗ так и не появилось
  • Хамство не было усмирено
  • Объём работы увеличился

Кроме этих прелестей и хамского общения, заказчик потребовал дополнительных работ: создания иконок для рабочего стола на айфон, подключения каких-то скриптов, новые изображения. В общем работу, которая явно не вписывается в задачу "копия сайта". Исправление "миллиметров" тоже не радовало. Мотивировал тем, что "сделаете - сразу оплачу".

Почему вы не отказались от работы?

Потому что... жадность!

Основную работу сделали, сдача проекта была так близка! Понадеялись, что "сейчас отделаемся" и в следующий раз учтём все ошибки... Терпение - великая штука.

Сайт, кстати, так и не заработал. Пару лет спустя заходил на него, посмотреть, нашёлся ли "его подрядчик". Видимо, нет.

Выводы

Если вы предоставляете услуги. Особенно, если это некое IT, которое нельзя пощупать:

  • Составляйте техническое задание, договор, акты и договаривайтесь до начала работ. В идеале, каждое движение должно быть записано и согласовано.
  • Если работаете с посредником или сотрудниками (менеджерами), старайтесь выходить на конечного заказчика. Он утверждает конечную работу, а посредник может не передать ваши аргументы.
  • Не работайте бесплатно ;) Ваша же мотивация будет ниже, наглость заказчика выше, результат хуже.

Если вы обращаетесь к подрядчику, важно понимать:

  • Документы - ваше всё. Создание сайта или другого ПО - большая и трудоёмкая работа. Даже, если вы видите всего-лишь "красивую картинку". Даже копия сайта - это не банальные Ctrl + C и Ctrl + V.
  • До начала работ ставьте чёткие цели. И добейтесь того, чтобы исполнитель понимал их. Если вы хотите сайт, чтобы самому на него любоваться - тогда требуйте и настаивайте на своём.

Если же вы обращаетесь к специалисту, чтобы он создал рабочий инструмент (не для вас, а для ваших потенциальных покупателей) - прислушивайтесь к его рекомендациям. На то он и специалист. В этом деле - главное сотрудничество, а не навязывание своего мнения!

На тему непонимания сферы скоро напишу ещё одну заметку. Когда меня отправили на курсы по созданию сайтов. А оказалось, что я сам их преподаю в бизнес-школе ;)
У вас тоже эта музыка заиграла?
У вас тоже эта музыка заиграла?

В предыдущей статье, кстати, тоже про клиентов говорил.

Дочитали статью? Поставьте лайк!
Понравилась статья? Подписывайтесь!
Есть, что сказать - пиши в комментарии ;)