За 10 лет работы у меня накопилась масса интересных историй. Почему бы ими не поделиться?
Я - руководитель веб-студии, работаю с людьми: заказчиками и своими сотрудникам. Практически каждый день сталкиваюсь с курьёзными ситуациями. Они бывают как позитивными, так и далеко не смешными.
Что случилось то?
Лет 6 назад обратился к нам человек с такой задачей: сделать копию сайта иностранной компании. Сайт на испанском и английском языке, а он (заказчик) был представителем этой компании в России.
Бюджет был скромный - 30 000 рублей. Очень скромный ;) Но задача казалось простой, буквально на 2-3 дня работы.
Небольшой корпоративный сайт, правда с массой проблем и изъянов. Получили аванс 10 т.р. и принялись за дело.
Дальше интереснее, заказчик оказался посредником. Вполне адекватным. Я объяснил ему, что делать точную стопроцентную копию сайта - затея плохая. Этого не любят поисковые системы. И копировать ошибки - явное издевательство над пользователями. Мы же хотели разработать качественный проект!
Предложили:
- Использовать более удобную систему управления сайтом
- Включить мобильную версию
- Не копировать явные проблемные места
- Сделать более чистый код
- Устранить ошибки в дизайне
Заказчик-посредник согласился. Но работы оказалось чуть больше, чем на 2 дня. Ещё стали поступать какие-то "капризы" и правки:
"У вас меню на пол сантиметра шире, чем у исходного сайта. Вы нарисовали свои иконки, а нужны точные копии источника. Почему меню открывается справа, а на исходном сайте слева?"
Аргумент, что "пользователю с телефона удобнее дотянуться до меню, если оно справа" не сработал. Поворчали, переделали.
Постепенно пришли к полному непониманию.
Утверждать ТЗ, правки и другую работу должен конечный заказчик. Не сотрудник и не посредник!
Сайт скопировали, убрали лишние элементы, контент перевели с испанского на русский - пора сдавать проект.
Кстати, внутренних страниц оказалось в разы больше, чем мы нашли изначально. К вопросу плохой структуры исходного сайта и отсутствия ТЗ.
А работу то не приняли
Посредник не выдержал, сказал "Сами общайтесь с заказчиком."
Хорошо, созвонился напрямую. На культурно-деловое стандартное: "Добрый день, Иван. Сайт готов, но мне сказали, что вас что-то не устраивает?" - получил заряд бодрости:
"В каком месте он готов? Я хочу точную полную копию, мне не надо вот этих ваших айтишных штучек. Я вас компьютерщиков знаю! Разводилы одни! Я меняю уже ЧЕТВЁРТОГО подрядчика! Доделывайте работу! Нечего мне рассказывать."
Итоги:
- Срок с 3х дней вырос до 3х недель
- Бюджет расти не стал
- ТЗ так и не появилось
- Хамство не было усмирено
- Объём работы увеличился
Кроме этих прелестей и хамского общения, заказчик потребовал дополнительных работ: создания иконок для рабочего стола на айфон, подключения каких-то скриптов, новые изображения. В общем работу, которая явно не вписывается в задачу "копия сайта". Исправление "миллиметров" тоже не радовало. Мотивировал тем, что "сделаете - сразу оплачу".
Почему вы не отказались от работы?
Потому что... жадность!
Основную работу сделали, сдача проекта была так близка! Понадеялись, что "сейчас отделаемся" и в следующий раз учтём все ошибки... Терпение - великая штука.
Сайт, кстати, так и не заработал. Пару лет спустя заходил на него, посмотреть, нашёлся ли "его подрядчик". Видимо, нет.
Выводы
Если вы предоставляете услуги. Особенно, если это некое IT, которое нельзя пощупать:
- Составляйте техническое задание, договор, акты и договаривайтесь до начала работ. В идеале, каждое движение должно быть записано и согласовано.
- Если работаете с посредником или сотрудниками (менеджерами), старайтесь выходить на конечного заказчика. Он утверждает конечную работу, а посредник может не передать ваши аргументы.
- Не работайте бесплатно ;) Ваша же мотивация будет ниже, наглость заказчика выше, результат хуже.
Если вы обращаетесь к подрядчику, важно понимать:
- Документы - ваше всё. Создание сайта или другого ПО - большая и трудоёмкая работа. Даже, если вы видите всего-лишь "красивую картинку". Даже копия сайта - это не банальные Ctrl + C и Ctrl + V.
- До начала работ ставьте чёткие цели. И добейтесь того, чтобы исполнитель понимал их. Если вы хотите сайт, чтобы самому на него любоваться - тогда требуйте и настаивайте на своём.
Если же вы обращаетесь к специалисту, чтобы он создал рабочий инструмент (не для вас, а для ваших потенциальных покупателей) - прислушивайтесь к его рекомендациям. На то он и специалист. В этом деле - главное сотрудничество, а не навязывание своего мнения!
На тему непонимания сферы скоро напишу ещё одну заметку. Когда меня отправили на курсы по созданию сайтов. А оказалось, что я сам их преподаю в бизнес-школе ;)
В предыдущей статье, кстати, тоже про клиентов говорил.
Дочитали статью? Поставьте лайк!
Понравилась статья? Подписывайтесь!
Есть, что сказать - пиши в комментарии ;)