Найти в Дзене
Журнал «Код»

Как биг-дата управляет миром: на примере магазинов

Оглавление

Вокруг появ­ля­ет­ся мно­го одних и тех же мага­зи­нов — поче­му так про­ис­хо­дит и как они устро­е­ны.

Ино­гда стоя на пере­крёст­ке мож­но уви­деть вокруг несколь­ко мага­зи­нов одной и той же сети: «Пятё­роч­ки», «Дик­си» или любые дру­гие. Неко­то­рые дума­ют, что в этом нет ника­ко­го смыс­ла: зачем стро­ить новый мага­зин, когда через доро­гу есть точ­но такой же?

На самом деле смысл есть — всё дело в пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии биг-даты и ана­ли­ти­ки (по край­ней мере, нам хочет­ся в это верить).

В этой ста­тье пока­жем, как сбор и ана­лиз дан­ных помо­га­ет при­ни­мать важ­ные биз­не­со­вые реше­ния.

Важ­ная ого­вор­ка: мы наме­рен­но упро­ща­ем часть про­цес­сов, что­бы было про­ще понять прин­цип. Неко­то­рые момен­ты могут пока­зать­ся пол­ной экзо­ти­кой и эко­но­ми­че­ски невы­год­ны­ми — это тоже сде­ла­но спе­ци­аль­но. В жиз­ни всё про­ис­хо­дит слож­нее, доль­ше и не так без­оши­боч­но.

Карта пешеходных маршрутов

Мага­зин типа «Пятё­роч­ки» надо откры­вать там, где ходят люди. Никто спе­ци­аль­но не поедет в сосед­ний рай­он ради про­дук­то­во­го мага­зи­на, поэто­му для нача­ла нуж­но отве­тить на такие вопро­сы:

Где в этом рай­оне ходят люди?
По каким марш­ру­там?
Сколь­ко их в раз­ное вре­мя?
А где точ­но не ходят?

Что­бы это узнать, мож­но вос­поль­зо­вать­ся биг-датой: собрать её или запо­лу­чить. При­ме­ры:

У сото­во­го опе­ра­то­ра. Мож­но полу­чить инфор­ма­цию о гео­по­зи­ции устройств и их при­мер­ном пере­ме­ще­нии у опе­ра­то­ра сото­вой свя­зи. Это обез­ли­чен­ные дан­ные без при­вяз­ки к фами­лии или номе­ру: толь­ко инфор­ма­ция о пути пере­дви­же­ния устройств в кон­крет­ном рай­оне. Это доро­го, но эффек­тив­но.

Дан­ные соби­ра­ют­ся с сото­вых базо­вых стан­ций — это устрой­ства, к кото­рым под­клю­ча­ют­ся ваши теле­фо­ны, что­бы быть на свя­зи. В горо­дах базо­вые стан­ции сто­ят доволь­но плот­но, и по уров­ню сиг­на­ла с них мож­но доволь­но точ­но опре­де­лить поло­же­ние всех бли­жай­ших або­нен­тов.

Поста­вить Wi-Fi- и Bluetooth-точки в раз­ных местах нуж­но­го рай­о­на. Они собе­рут инфор­ма­цию о про­хо­дя­щих мимо людях через их же теле­фо­ны. Прин­цип такой: точ­ка ска­ни­ру­ет про­стран­ство и ищет мобиль­ни­ки с вклю­чён­ным вай­фа­ем. Как толь­ко нашла — начи­на­ет его отсле­жи­вать до тех пор, пока чело­век не вый­дет из зоны дей­ствия. При доста­точ­ном коли­че­стве таких точек мож­но полу­чить доволь­но неплохую кар­ту пере­ме­ще­ний.

Поста­вить каме­ры с рас­по­зна­ва­ни­ем лиц. Тут всё отно­си­тель­но про­сто — рас­по­ла­га­ем каме­ры в авто­мо­би­лях или на зда­ни­ях, запо­ми­на­ем лицо каж­до­го про­хо­дя­ще­го и путь, по кото­ро­му он про­шёл. Потом накла­ды­ва­ем это на кар­ту мест­но­сти и полу­ча­ем пеше­ход­ные марш­ру­ты. Рас­по­зна­ва­ние лиц уже настоль­ко рас­про­стра­нён­ная тех­но­ло­гия, что это может сде­лать кто угод­но.

После того как мы полу­чи­ли кар­ту пере­ме­ще­ний, её нуж­но про­ана­ли­зи­ро­вать и най­ти те точ­ки, где полу­ча­ет­ся мак­си­маль­ная про­хо­ди­мость. В иде­а­ле — най­ти такие места, где пеше­ход­ный поток не захо­дит в мага­зи­ны кон­ку­рен­тов или где их вооб­ще нет. Для это­го про­сто соби­ра­ем ста­ти­сти­че­ские дан­ные, сов­ме­ща­ем их с кар­та­ми и исполь­зу­ем ана­ли­ти­че­ские при­ё­мы, что­бы сде­лать выво­ды.

Ассортимент

У каж­дой круп­ной роз­нич­ной сети все­гда ведёт­ся такая ста­ти­сти­ка:

  • что поку­па­ют в мага­зи­нах чаще все­го;
  • как про­да­жи раз­ных това­ров зави­сят от пло­ща­ди мага­зи­на;
  • как поку­па­те­ли ходят внут­ри мага­зи­на;
  • какие про­дук­ты нуж­но ста­вить рядом с дру­ги­ми про­дук­та­ми, что­бы они луч­ше про­да­ва­лись;
  • как зави­сит ассор­ти­мент от про­хо­ди­мо­сти за день.

Всё это соби­ра­ет­ся по каж­до­му мага­зи­ну, зано­сит­ся в еди­ную боль­шую базу. На выхо­де дата-сайентисты полу­ча­ют кар­ти­ну необ­хо­ди­мо­го ассор­ти­мен­та для нуж­ной пло­ща­ди. Ана­лиз боль­ших дан­ных выдаст нам имен­но те това­ры, кото­рые будут про­да­вать­ся в нашем мага­зине луч­ше все­го.

Второй магазин

Зада­ча роз­нич­ной сети — полу­чить как мож­но боль­ше при­бы­ли с каж­до­го рай­о­на в горо­де. Это зна­чит — открыть столь­ко мага­зи­нов, сколь­ко это физи­че­ски воз­мож­но и при­быль­но.

Допу­стим, мы уже откры­ли мно­го мага­зи­нов в каж­дом рай­оне горо­да. Наша зада­ча — спу­стить­ся с уров­ня горо­да на уро­вень жило­го квар­та­ла. Кажет­ся, что если один мага­зин уже сто­ит во дво­ре, то на сосед­ней ули­це нет смыс­ла откры­вать такой же — доста­точ­но перей­ти через доро­гу. Но это не все­гда так.

Через неко­то­рое вре­мя после откры­тия пер­во­го мага­зи­на мы сно­ва начи­на­ем смот­реть на пеше­ход­ные пото­ки — как они изме­ни­лись. Ино­гда мы пред­по­ла­га­ем, что люди будут пере­хо­дит через доро­гу, что­бы зай­ти в наш мага­зин, но на деле это часто не так. Обыч­но быва­ет, что мага­зин при­тя­ги­ва­ет одну часть пеше­хо­дов, а дру­гая ходит сама по себе. Мож­но ли эту часть пере­ма­нить?

На этом эта­пе наша зада­ча — най­ти место на дру­гой сто­роне ули­цы, где боль­ше все­го про­хо­дит тех людей, кто не захо­дит в наш пер­вый мага­зин. Сно­ва соби­ра­ем мно­го дан­ных, ана­ли­зи­ру­ем их и нахо­дим нуж­ное место.

Ино­гда может так полу­чить­ся, что с одно­го пере­крёст­ка вид­но сра­зу несколь­ко таких оди­на­ко­вых мага­зи­нов. Это зна­чит, что в этом рай­оне есть несколь­ко неза­ви­си­мых основ­ных пеше­ход­ных марш­ру­тов. И те, кто ходит в «Пятё­роч­ку» за углом, обыч­но не ходят в «Пятё­роч­ку» у све­то­фо­ра — это доль­ше и совсем не по пути.

Главный принцип

До биг-даты про­ек­ти­ров­щи­ки и эко­но­ми­сты исхо­ди­ли из сво­их пред­по­ло­же­ний: «Навер­ное, если открыть тут мага­зин, то люди будут в него захо­дить. Ведь это логич­но!» Теперь же у нас есть спо­со­бы соби­рать дан­ные о под­лин­ном пове­де­нии поку­па­те­лей. В каком мага­зине нуж­но про­да­вать спе­лые аво­ка­до, а в каком — вод­ку? Где нужен отдел кули­на­рии, а где нужен акцент на сырую кар­тош­ку и тушён­ку? Где люди пере­ста­ли захо­дить в мага­зи­ны, а где про­сто кас­си­ры вору­ют? Теперь не нуж­но гадать — мож­но про­сто посмот­реть в дан­ные.

В сле­ду­ю­щей части уви­дим, как мага­зи­ны рабо­та­ют с ассор­ти­мен­том и выклад­кой това­ра, что­бы полу­чить боль­ше при­бы­ли. Вкрат­це: ещё боль­ше биг-даты и ана­ли­за пове­де­ния поку­па­те­лей.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы понимать, как все устроено!