Найти тему
Авиадиспетчер

Тайна гибели "Пахтакора"

Про трагедию над Боденским озером слышали многие, но мало кто знает, что 11 августа 1979 года в Советском Союзе произошла подобная страшная авиакатастрофа. Два Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском.

Среди погибших в результате авиакатастрофы была футбольная команда ташкентского клуба "Пахтакор".

-2

В этой статье я постараюсь кратко и понятно рассказать об этом событии.

Роковое дежурство

Субботним утром 11 августа в Харьковском центре управления воздушным движением дежурство принимает новая смена.

Руководитель полетов Сергей Сергеев. На сложный Юго-Западный сектор он назначает молодого и малоопытного Николая Жуковского. Николаю 20 лет, самостоятельно он работает только 2 месяца. Его напарником назначается более опытный 28-летний Владимир Сумской. Для него это крайняя смена перед отпуском.

Работа на износ

Идет шестой час дежурства. Диспетчеры работают без перерыва.

Техническое оснащение очень слабое. В распоряжении специалистов только первичный радиолокатор. Это значит, что они видят только точки без всякой сопроводительной информации. Локатор отображает и отметки самолетов и засветки от облаков и отражения от рельефа местности.

На момент развития событий в секторе находилось более 20 воздушных судов. Грозы, свойственные середине августа, сильно осложняли ситуацию. Имели место постоянные обходы облачности.

Минуты до катастрофы

13:17 На управлении 6 бортов. Среди них молдавский 65816 Ту-134. Он выполняет рейс Воронеж-Кишинев. Пилот, следуя на эшелоне 8400, неоднократно запрашивал набор до эшелона 9600. Диспетчер такого разрешения не выдавал из-за следующего впереди менее скоростного архангельского 65132 на эшелоне 9600.

Тут необходимо отметить, что не выдача разрешения из-за менее скоростного впереди идущего может быть оправдана. Но только не в этом случае. Здесь речь идет об однотипных воздушных судах и нужно было выровнять их по скорости и разрешить набор.

13:25 Белорусский Ту-134 с позывным 65735 заходит в сектор. У него подписанный эшелон 7200, однако диспетчер выдает команду на набор эшелона 8400.

Опять мы возвращаемся к вопросу о качественном анализе воздушной обстановки. Николай Жуковский ошибочно предположил, что в точке пересечения над Днепродзержинском получится необходимый интервал. На графике у него отображена разница в три минуты, хотя по факту изначально она составляла всего 40 секунд.
Учитывая, что 735й не просил набор до 8400 вызывает вопросы мотивация диспетчера. Даже трех минут недостаточно для такой сложной обстановки с постоянными грозами и отклонениями от маршрута.
Графическая реконструкция воздушной обстановки
Графическая реконструкция воздушной обстановки

13:33 Жуковский и Сумской осознают критичность ситуации. Старший напарник подменяет Николая и пытается исправить положение. В первую очередь он дает набор до высоты 9600 для 86676. Это узбекский Ил-62. Он следует на эшелоне 9000.

После, Сумской выдает команду о наборе до эшелона 9000 для белорусского 65735.

В эфире звучит фраза: "Понял, ......8400". Доподлинно неизвестно кто из экипажей ее произнес, но опытный диспетчер не стал проверять принял ли команду о наборе 735й или нет.

-4

Через несколько секунд отметки обоих самолетов пропали с экрана радара.

65735 правой плоскостью крыла разрубил фюзеляж 816го. Молдавский борт сразу разрушился в воздухе. Пилоты Белорусского рейса пытались совершить аварийную посадку, но сделать этого не удалось. Самолет сорвался в пике и врезался в землю.

Движение было такое плотное, что даже после того, как стало понятно, что произошло столкновение, диспетчера никто не мог подменить. Он работал еще 30 минут.

Трагедия "Пахтакора"

На борту рейса 65735 находилась Ташкентская футбольная команда "Пахтакор". Они летели в Минск на матч с местным "Динамо". Во многом именно из-за гибели этой команды событие получило такой резонанс. Однако стали плодиться и конспирологические версии. Реальность конечна куда прозаичнее и страшнее. Иногда цена ошибки слишком высока.

Итоги

Как обычно этой катастрофе предшествовала целая цепочка ошибок и событий. Давайте разберем их по порядку.

  • На сложный сектор поставлен малоопытный молодой специалист
  • Сложная воздушная и метеорологическая обстановка
  • Высокая нагрузка и длительная работа без перерыва
  • Жуковский не дал набор молдавскому 65816 до эшелона 9600 из-за 132го более медленного попутного впереди, хотя мог отрегулировать скорости у обоих
  • Дал набор белорусскому 65735 с эшелона 7200 до 8400, таким образом молодой диспетчер сам создал себе этот конфликт
  • Позволял экипажам спорить. Так он целых 40 секунд с 13:32 до 13:33 спорил с украинским Як-40 87327 о необходимости набора эшелона. И это за 2 ! минуты до столкновения.
  • Диспетчер Сумской не убедился в принятии к исполнению команды на набор, которую он выдал Белорусскому 65735.

Для успешного расхождения самолетам не хватило всего 1/50 секунды.

По результатам расследования были приговорены к тюремному сроку оба диспетчера. Молодой Николай Жуковский по одним из данных не выдержал такого потрясения и покончил с собой.

Эта авиакатастрофа еще раз подтвердила тот факт, что мелочей в авиации не существует.

Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, впереди еще много интересных статей!

Хорошего Вам дня!

Текст: Александр Сергеевич