Обвиняемого по «московскому делу» студента ВШЭ Егора Жукова внесли в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга. Список опубликован на сайте службы.
Теперь Жуков не сможет пользоваться своими банковскими счетами, так как они заблокированы. Согласно сайту, который проверяет обновления в перечне Росфинмониторинга, Жукова внесли в список 12 сентября.
Первоначально Егор Жуков обвинялся в участии в массовых беспорядках во время акции 27 июля (часть 2 статьи 212 УК). В начале августа Пресненский районный суд Москвы отправил его в СИЗО на основании протокола осмотра видео, в котором утверждалось, что Жуков «делает жесты направо».
Но через месяц Следственный комитет прекратил дело против Жукова по статье 212 УК и предъявил ему новое обвинение о призывах к экстремизму через интернет (часть 2 статьи 280 УК). В тот же день его перевели под домашний арест.
Экспертиза ФСБ
«Новая газета» публиковала заключение экспертов, которые обнаружили экстремизм в четырех видео, которые молодой человек публиковал на YouTube. По их мнению, в видео «отчетливо прослеживается мотив политической ненависти или вражды к действующей власти».
Лингвистическое исследование провел ведущий эксперт службы Александр Коршиков. В документе говорится, что у него есть высшее образование, но какое, не уточняется, а также кандидатская степень по физико-математическим наукам, общий стаж его работы 25 лет.
В качестве примеров призывов Коршиков привел такие фразы Жукова:
«С системой нужно жестко и планомерно бороться и не тратить свое время»;
«Тут нужно хвататься за любые формы протеста, консолидировать людей»;
«Делайте все, на что способны и не ждите чьей-то указки»;
«Мы должны бороться».
В итоге эксперт делает вывод, что в роликах студент «по мотивам политической ненависти или вражды» призывает к «борьбе с властью в России с произвольным выбором форм протеста», что, в частности, по мнению Коршикова, включает насильственные действия.
«Новая газета» попросила семерых независимых экспертов написать отзыв на лингвистическое исследование ФСБ. Ученые отметили, что «в контексте обращения Жукова никоим образом не подразумевают насильственные действия», сам студент — «пропагандист мирного, ненасильственного политического протеста», а его ролики носят просветительский характер.
Эксперт ФСБ вырывает фразы из контекста и приписывает им другой смысл, манипулирует текстом, а его выводы бездоказательны, заявили опрошенные изданием филологи. «Мы вынуждены констатировать, что представленная экспертиза не отвечает требованиям научной объективности и обоснованности и в силу этого является недостоверной. Не говоря уже о том, что цена такой научной недобросовестности — сломанная жизнь человека», — говорится в независимой экспертизе.