Найти тему
Дикое поле

Хранитель небесной силы.

Людям всегда было и будет свойственно обожествлять животных. Эта непререкаемая традиция существует со времён первобытности и бороться с нею бессмысленно, куда интереснее изучать ее, находя необычные совпадения между культурами разных народов и открывая новые, неизвестные, страницы культуры и искусства, особенно ценные потому, что их не открыть никак иначе. Одним из таких живых проводников в седую древность является орел - царь неба и покровитель кочевых народов Дикого поля.

В мифах кочевников орел был всемогущим богом и почитался очень высоко. Народы Сибири (как лесные, так и таёжные) почитали орла как добродетельного отца, даровавшего людям высшее благо - огонь, а также небесного помощника шамана, помогающего ему проникать в другие миры и лечить больных. Почитание орла было настолько велико среди кочевников, что ряд монголоязычных племён приняли местное название орла "бурээд", как свое родовое имя, от которого позже произошло слово "буряты".

Битва за огонь.
Битва за огонь.

Менялось время, менялось в сторону усложнения общество, менялись и представления об орле. Теперь помимо роли культурного героя, даровавшего людям огонь и ремесла, он стал и непобедимым борцом с силами зла, олицетворяемыми змеёй (символом коварства) и вороном (символом грязи). Только одно земное существо могло сравнится в силе с орлом - лев, повелитель суши, но люди и тут нашли выход, обьеденив все то лучшее, что было в орле и льве в едином мифическом звере - грифоне.

Орёл побеждает змею, мозаика.
Орёл побеждает змею, мозаика.

В таком многозначном виде орел пришел и к славянам, которые почитали его не меньше кочевников, с которыми враждовали (достаточно вспомнить былину о богатыре Вольге Всеславиче, особенно тот эпизод, когда он, обратившись в орла, побеждает ворона - турецкого султана). В современной России орла тоже почитают, а кто в этом сомневается, может взглянуть на наш герб.

Герб России.
Герб России.