Современные метафизические дискуссии иногда возвращаются к средневековому вопросу: сколько ангелов могут танцевать на острие булавки?
(Правильный ответ: бессчетное количество, поскольку ангелы не занимают пространства).
Говоря о природе ангелов, можно сказать, что ангелы на то и ангелы, так как их природа подобна Божественному началу.
"Ангелы в совокупности называются небесами, потому что они собой составляют их, не менее того небеса как вообще, так и в частности образуются из Божественного (начала), которое, исходя от Господа, наитствует Ангелов и приемлется ими. Божественное (начало), исходящее от Господа, есть благо любви и истина веры; поэтому, по мере принятия Ангелами от господа блага и истины, они становятся Ангелами и настолько же небесами". (Эммануил Сведенборг)
И так какова природа ангелов? Первое, это то, что Ангелы обладают огромной силой, в том числе и в своем влиянии на человека, так как действуют по Воле Бога и работа их происходит на тонком уровне, то есть на уровне чувств и мыслей. Хотя некоторые исследовали считают, что Ангелы не могут обладать силой и потенциалом воздействия, поскольку они являются существами духовными и тонкими, и столь чистыми, что даже невидимы для человеческого глаза.
Однако мистики вышедшие за рамки стандартного, ограниченного восприятия учат, что вся сила, принадлежащая человеку, исходит от его разума и воли, от его внутренних начал, поскольку, не имея ни того ни другого, он даже не сможет пошевелить мизинцем.
Разум и воля составляют в человеке ту основу, которая и управляет всем телом, а также всеми его действиями и поступками, или по другому: мысль-слово -поступок. С помощью воли, человек может наделить свое тело огромной силой, утихомирить боль или изменить естественные ритмические циклы тела, поэтому и считается, что воля и разум человека управляются Богом через Ангелов и Духов,или через их наитие которое передается человеческой воле и разуму. Этот уровень, обладает гораздо большим потенциалом воздействия, гораздо большей силой, чем можно представить.
Следующее природное качество ангелов - преданность. Ангелы целиком и полностью преданы Богу,в силу того, что не имеют собственнических интересов, и их преданность не подлежит сомнению.
В отношении преданности как основной пример можно привести ведический культ Бога Кришны-"Всепривлекающий", где высшей точкой в поклонении этому божеству является достижение состояния трансцендентной Любви и Преданности. Другими высшими состояниями Преданности являются отношения Возлюбленного и Возлюбленной, так Иисус, называет своею Невестой, церковь, что предполагает необходимость состояния Высшей Любви и Преданности по отношению к Богу.
Еще одна черта природы ангелов - проницательность. Ангелы будучи отделенными от мира людей не испытывают присущих им сомнений, особо, когда речь идет о верности и неверности. "Если вы видите ясно, выбора нет. Если вы видите ясно, вам придется делать то, что является истиной. Выбор существует только в затуманенном уме. Затуманенный ум создает выбор. Он не может видеть, что верно, а что неверно: может быть это верно, а может быть то, может быть это неверно, а может быть то. Все это возможно, все может быть -отсюда выбор". (Бхагаван Шри Раджниш). Так как ангелы пребывают в свете мудрости Бога, то человеческая материальность не застилает им глаза, не создавая возможности выбора.
Мудрость - еще одна природная черта ангелов. Считается, что ангелы знают обо всем, что происходит на земле. Это сочетание абсолютного знания с абсолютной проницательностью, а также то, что основной целью Ангелов является выполнение воли Бога,и свобода от любви к самим себе, делает их воистину мудрыми. О мудрости ангелов Эммануил Сведенборг писал следующее: "Трудно понять, какова мудрость небесных ангелов: она до того превосходит человеческую, что между ними не может быть и сравнения, а мудрость, превосходящая нашу мудрость, кажется нам вовсе невозможною".
"Какова мудрость Ангелов, можно заключить из того, что они живут в небесном свете, а небесный свет, в сущности своей, есть Божественная истина, или Божественная мудрость, и свет этот в одно время освещает и внутреннее зрение ума, и внешнее зрение глаза".
А может ли в таком случае человек достичь Божественной мудрости? Теоретически да. Практически, это уже сложнее. Для этого человеку необходимо будет привнести этот Божественный свет в свою жизнь, а, чтобы осуществить это, необходимо восстановить внутреннюю связь с миром Божественного или достичь природы Ангельской, которые вмещают в себе столь огромную мудрость, так как их внутренние начала раскрыты. И всякая мудрость, и всякое совершенство Ангельское растет, направляясь внутрь. Так и человек, чем больше будет расти его совершенство, тем больше ему будет доступ к вещам более тонким и более совершенным. Что это значит? А это значит, что к примеру вы можете встретить человека, который одним словом откроет вам глаза на весь мир, который одним звуком или движением, или прикосновением откроет вам все тайны мира. Тогда вы поймете, что, может быть, вы встретили своего Мастера. Это ли не Ангельская мудрость? Или, когда два человека влюблены друг в друга, им не нужны слова, в любви они теряют себя, и забывают о себе. И есть только Любовь, и именно тогда проявляется ангельская мудрость, но как только проявляются эмоциональные человеческие чувства: ревность, собственничество, гнев, недовольство, мудрость уходит, и уже недоступна.
И еще одно природное свойство ангелов -невинность. "Не многим в мире ведомо, что такое невинность и в чем она состоит, а живущим во зле она и вовсе неизвестна"-писал Сведенборг, и далее: "Невинность состоит в том признании, что человек нисколько не может познать истины, ни творить блага от себя, но только Господом; без этой веры и е° постижения никто не может принять что-либо с небес; в этом именно заключается невинность мудрости. Невинность мудрости есть настоящая невинность, потому что она внутренняя, ибо принадлежит самому духу, следовательно, и самой воле, а затем и разуму".
На протяжении всей истории вера в высших существ, всегда приписывали им такие высокие качеств как: благость любви, сострадание, вера и верность, то есть те качества, которые только может иметь Существо живущее на небесах. Так духи -хранители были существами воплощающими в себе совершенства, не доступные простому человеку, потому такие существа и призывались на помощь из-за их исключительных качеств.
Помимо высоких нравственных качеств Ангелов, средневековые теологи не раз поднимали вопрос имеют ли Ангелы тело, пусть даже эфемерное и невидимое, либо же они являются существами чисто духовными.
А действительно, имеет ли природа ангелов какую либо конкретную форму?
В священном писании прямого ответа на этот вопрос нет. Так в послании к Евреям 1:14, Ангелы называются "духами", что предполагает их бестелесную природу, позже приписанную им известным мыслителем 13-го века Фомой Аквинским. А вот, в Евангелии от Луки (20:36) Иисусу приписываются слова о том, что после воскрешения мы все будем "подобны Ангелам", и в Псалме (82:6), в Евангелии от Иоанна (10:34-37), Иисус говорит, что Ангелы имеют природу, подобную нашей и отличаются только лишь степенью совершенства.
Но надо учитывать, что это библейские источники поскольку именно эта сфера, наложила свой отпечаток на развитие системы Ангелов. Так как, например, Ориген (185-254 гг.), которого многие считают величайшим исследователем Библии и самым оригинальным умом периода формирования церкви, приписывал Ангелам эфемерное, или невидимое, тело. Это же мнение разделял схоласт Дунс Скотт (1266-1308 гг.).
Фома Аквинский придерживался противоположной точки зрения. Он утверждал, что, поскольку интеллект выше смысла, должны существовать некие бестелесные создания, доступные только интеллекту. Эти бестелесные существа,и есть Ангелы, а посему, Ангелы есть чисто духовные существа, не имеющие тела,хотя иногда, посещая земное царство, они могут принимать телесную форму, как, например, в описанном в Священном писании явлении Ангелов Аврааму (Бытие 18).
В любом случае, какую бы природную форму не принимали ангелы, следует учитывать, что их явление или видение зависит от индивидуального восприятия, не смотря на общепринятый образ ангелов в искусстве, как мужчины или женщины с крыльями за спиной. Как у каждого в душе свой Бог, так и свой ангел и демон.
В отношении цветового восприятия ангелов в библейских писаниях несколько раз употребляется слово "белый"- "И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег".( от Матфея 28:2-3:).
Однако существуют определенные цветовые категории, связанные с иерархией ангельских чинов, для их классификации .Но вот, что интересно, те кто реально сталкивался с невидимым тонким миром и видел ангелов, утверждают, что самое сильное их ощущение - это ощущение света, который может состоять из многих цветов, с преобладанием белого. Поэтому и говорится, что, нисходя на землю, Ангел несет с собой часть сияния небес. Видимо этим, и объясняется устойчивая ассоциация с белым цветом, создающим сияние.
Цветовосприятие в жизни человека играет не маловажную роль, например в Тибете цвет использовался местными художниками для выражения различных оттенков настроения. Белый и желтый цвета выражали нежное настроение, красный, голубой и черный принадлежали к резким перепадам настроения.
Определенные цвета соотнесены и с двенадцатью знаками Зодиака: Овен соответствует чисто красному; Телец - красно-оранжевому; Близнецы - чисто-оранжевому; Рак - оранжево-желтому; Лев - чисто желтому; Дева - желто-зеленому; Весы - чисто-зеленому; Скорпион - зелено-синему; Стрелец - чисто синему;Козерог - сине-фиолетовому; Водолей - чисто фиолетовому и Рыбы - фиолетово-красному.
Точно также цветовое восприятие соотносятся и с Ангелами: Фиолетовый - Ангел Вселенной, или Поддержания Вселенной; Синий - Ангел Мудрости; Голубой - Ангел Защиты и Покровительства; Зеленый - Ангел Здоровья и Жизненности;Желтый - Ангел Осознания и Оранжевый - Ангел Силы, или Воли