Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю вашему вниманию третью часть цикла статей "Бизнес в раю".
Для тех, кто не видел предыдущих частей:
Темные времена
Итак, после прибытия на Пхукет и неудачной попытки устроиться на наемную работу, о которой я писал в прошлой части, довольно остро встал вопрос - что же делать дальше? Запас наличности подходил к концу, а способа их стабильного заработка найдено еще не было. Более того, не за горами был конец месяца, и соответственно следующие арендные платежи за жилье и транспорт. Произошедшее за предыдущие дни было, конечно, неприятным, но я решил, что это будет первый взнос в копилку бесценного опыта и не унывал. Хоть мы и называем период, который последовал за этими событиями темными временами, но все равно это название немного шуточное, несмотря на то, что порой было трудно, сложно, а где-то и страшно, именно в этот период мы закалились и привыкли к местным особенностям, научились многим вещам и приобрели серьезный опыт.
Осознав, что пришло время активных действий, я составил план и приступил к работе. Ранее я зимовал на Пхукете несколько сезонов в качестве простого отдыхающего, благодаря чему, у меня уже были некоторые связи как среди местного населения, предлагающего туристам различные услуги, так и среди представителей русскоязычного сообщества. Проехавшись по всем знакомым тайцам, которые сдавали в аренду мотобайки, автомобили и недвижимость, я составил свою первую партнерскую сеть. Мы договорились о том, что я буду помогать им с реализацией их услуг, предлагая их русскоязычным туристам, а они будут платить мне некоторое комиссионное вознаграждение. Разумеется, никаких документов, позволяющих мне заниматься этой деятельностью у меня на тот момент не было, я делал все это на свой страх и риск, имея на руках только туристическую визу. Именно в те моменты я осознал, что не зря говорят, что любой кризис - это время возможностей. Именно та волна, которая потрясла весь туристический рынок Таиланда в 2014 году в связи с тотальным падением курса рубля, дала мне конкурентное преимущество. Клиентов вдруг стало мало. Денег у клиентов стало еще меньше. Так как раньше подобных проблем не возникало, и сотни тысяч туристов, особенно российских, с радостью тратили свои деньги направо и налево, то к резкой смене ситуации практически никто из представителей местного бизнеса оказался не готов. Никто не знал, что с этим делать. А я знал. Проведя нехитрый анализ местного рынка, я обнаружил, что основные маркетинговые и рекламные инструменты местного бизнеса это наружная реклама в виде деревянного щита с названием компании и перечнем предлагаемых услуг. Все современные инструменты, такие как интернет-маркетинг, контекстная или таргетированная реклама, у большинства компаний находились в зачаточном состоянии или отсутствовали вовсе. Я не поверил своим глазам, когда не обнаружил конкурентов в системе Яндекс.Директ по запросу "аренда автомобиля на Пхукете" вообще! Только представьте, десятки компаний пытаются найти клиентов, чтобы сдать им в аренду автомобиль и никто не озаботился размещением контекстной рекламы в наиболее известном российском поисковике! Примерно также дела обстояли и в других сферах бизнеса. Я начал активно использовать это преимущество, заливая довольно дешевый трафик на сайт своей компании, которая официально даже еще не существовала. Это принесло мне довольно большое количество заявок на аренду автомобилей, мотобайков и трансфером из аэропорта Пхукета в популярные у туристов отели. Заявки на трансферы я в основном выполнял сам на арендованном автомобиле Toyota Vios, за поездку из аэропорта я брал 800 бат, примерно 300 из которых составляла стоимость топлива, таким образом мне оставалось на руки около 500 бат. Учитывая, что в день я иногда выполнял по 4-5 таких рейсов, прибыль с этой деятельности уже позволяла окупить аренду квартиры и автомобиля. Плюс был дополнительный доход от комиссий, которые тайские собственники выплачивали мне за сдачу их транспорта и недвижимости, но это все требовало большого количества физической работы в виде бесконечных разъездов, доставок транспорта клиентам и прочих сопутствующих действий, например, консультирование клиентов и решение различных нестандартных ситуаций, например если сданный в аренду автомобиль попадал в ДТП.
Таким образом, в тот период нам удалось наладить более менее стабильный доход, который позволял оплачивать необходимые расходы на быт и еду, но это деятельность была откровенно нелегальной и каждый день, отправляясь на встречу с клиентами, не имея документов, разрешающих работу в Таиланде, я по сути играл в русскую (или тайскую?) рулетку. На то, чтобы официально открыть собственную компанию и сделать себе все документы и получить рабочую визу нужно было несколько тысяч долларов единовременным платежом, и собрать такую сумму все еще не получалось. К тому же на дворе замаячил сезон дождей, обещавший существенное снижение туристической активности и нужно было также думать о запасе финансовых средств на тот случай, если доходы в низкий сезон упадут довольно сильно. А в самый разгар низкого сезона произошло два события, которые оказали сильное влияние на судьбу всей нашей деятельности в этой стране и задали ей новый вектор. Одно из них было хорошим, а второе очень плохим, и о них я расскажу в следующей части, оставайтесь на связи.
Если вам интересен материал, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, контент на котором я буду публиковать регулярно.
Если у вас есть вопросы, пожелания или комментарии, просто напишите мне в Instagram @dfrolove или на Facebook
С Уважением, Дмитрий Фролов.