Опубликовать эту статью, подтолкнула история, одного из игроков любительской лиги... уж мы то с вами знаем, что умные учатся на чужих ошибках, поэтому попробуем быть умными и послушаем его злоключения и сделанный вывод по одному из важнейших элементов хоккейной экипировки - нагруднику... Итак слово Игорю...
По мотивам недавнего поста с фото CCM-овских чашек на панцире Bauer, решил написать отдельный пост.
Расскажу свою печальную историю, а вы уж решайте для себя сами: кто, что, к чему и для чего пришивает или нет.
Несколько лет назад купил нагрудник Bauer APX, взамен старенькой давно уставшей Йофе. Купил по случаю, продавал знакомый в пол-цены, которому нагрудник был великоват.
При примерке сразу насторожили плечевые чашки, но подумал, что уж в бауере-то люди знают, что делают, нагрудник топовый, все такое. Как же я ошибался!
Музыка играла недолго, и вот на второй или третей по счету игре, в первом периоде, я, фактически стоя на месте, запинаюсь за канавы, которые понарыли на тренировках "улиточники" и, поскольку корпус и голова были развернуты назад, падаю на плечо. Больно. Еду на смену. Отхожу, замораживаюсь и доигрываю всю игру, включая вбрасывания, терплю.
Уже дома, после сна, не могу встать с кровати от боли. Диагноз: разрыв акромиально-ключичной связки 2-й степени. Месяц в корсете.
Жена твердит, что-то здесь явно не так, а попросту - что плечи у панциря - говно. Вспоминаю про женщину: послушай и сделай наоборот. Вторая ошибка!
Врачи наказывают два месяца без льда, но разве это нас остановит? Через полтора снова выхожу на лед и, поскольку до дураков с первого раза не доходит, выхожу в том же панцире. Результат предсказуем: уже на второй неделе, на тренировке, после столкновения с противником, падаю, но тот задерживает клюшку, а я, вместо того, чтобы ее бросить, пытаюсь до последнего ее вырвать. Падение на другое плечо. И что бы вы думали?
Диагноз тот же. Снова месяц. Твердо решаю, что кольца Дельбе (ой, лучше не пробуйте ;) ) второй раз не вынесу, посылаю всех подальше, ограничиваясь тейпом и неопреновым плечевым суппортом.
Жена уже вопила вовсю, и градус ее эпитетов был неимоверен. Поскольку на больничном делать было все равно нефиг, было произведено тщательнейшее обследование конструкции с привлечением игроков команды, врачей и просто умных людей, в т.ч. с высшим техническим образованием старой школы. В результате был сделан однозначный вывод: ЧАШКИ НА ЭТОМ ПАНЦИРЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ ЗАЩИЩАЮТ, НО И ПРОВОЦИРУЮТ УДАР В САМОЕ ОПАСНОЕ ДЛЯ ДАННОГО ТИПА ТРАВМЫ МЕСТО!!!
На том же самом больничном были отпороты родные и перешиты на новый панцирь чашки от старой Йофы, в которой за многие годы о плечах даже вспоминать не приходилось.
Вот такая печальная история. Это не реклама и не антиреклама. Это объективный факт: в фирме Bauer экипировку проектируют ДИЗАЙНЕРЫ. При этом похоже, что инженеров и, тем более специалистов-физиологов, при этом процессе даже рядом не находится.
Для себя я решил, что больше не буду покупать целенаправленно никаких изделий данной фирмы. Не потому, что они плохие или хорошие. А потому, что не хочу своим рублем поощрять подобный подход в производстве товаров, от которых зависит здоровье хоккеистов и мое в том числе. Эта фирма думает о маркетинге, о красивом внешнем виде, о звучных слоганах - о чем угодно, только не о здоровье тех, кто надевает на себя их товары. И это учитывая, что любой вменяемый хирург-ортопед, надев этот панцирь и упершись плечем в стенку, однозначно сразу бы сказал этим "великим спецам с многолетним опытом, проводящим в поисках сотни тестов", что чашки не работают - от слова "совсем". Чего бы это крайне простое мероприятие стоило большой и финансово успешной компании? Я не знаю. Я знаю, чего его отсутствие стоило мне.
А вам здоровья, не покупайте всякую дрянь. Ну и жен слушайте... Ну, хотя бы иногда ;)
Всем удачи!
PS. Подумал и решил дополнить пост дополнительной информацией, которая должна быть полезна всем. Наверняка многие, как и я в свое время, не задумываются над, казалось бы, простыми вещами, за что могут поплатиться. На производителя, как говорится, надейся, а сам не плошай. Дело в том, что секрет успешной защиты чашки панциря, как и многих других щитков, не в самой по-себе жесткости, вернее не только в ней. Главная конструкторская задача, при проектировании подобного рода изделий - это обеспечить наибольшую площадь распределения удара на части тела, мало подверженные травмам и при этом максимально возможно убрать удар с критичных для такового мест. Что, собственно, "старая-добрая" успешно и делает, а именно: за счет формы чашка распределяет площадь соприкосновения при ударе широкими линиями: сверху - на акромиальный конец ключицы и снизу - на плечевую кость в районе дельтовидной мышцы. При этом верхний край плечевой кости, который образует "угол плеча", если так можно выразиться, при ударе не контачит с чашкой вообще. А ведь при ударе именно в это место акромион и смещается под ключицу, что приводит к разрыву связки. Поэтому грамотно спроектированная чашка, как у Jofa, помимо исключения воздействия на обозначенное критичное место и распределения площади на другие, более безопасные места, ещё и прижимает ключицу вниз силой самого удара, тем самым разгружая уязвимую связку.
Чашка же панциря Bauer решительно и беспощадно фокусирует удар в самом опасном месте. А защищает... ну разве что от порезов, наверное, других вариантов на ум не приходит. За счет более узкого профиля революционного детища дизайнерской мысли вы немного легче проскакиваете на площадке между игроками. Значительно легче - в очереди претендентов на свободную больничную койку. При этом все блестит, сверкает, переливается псевдокарбоновыми пленками, внушает уважение гордыми надписями. На этом эксплуатационные и не очень свойства продукта, пожалуй, исчерпываются.
Поэтому выбирая и примеряя панцирь, не сочтите за труд для вашего же блага: "поупирайтесь" в стену плечами, проверьте, как и в какие места чашка распределяет упор. Если вообще, распределяет, конечно. А там уж сами решайте, что вам важнее в этой конфетнице: фантики или их содержимое.
Не все верят в присутствие критичного для здоровья момента, а именно - в прямую угрозу целостности связки акромиально-ключичного сустава, которой в полной мере награждается владелец панциря с чашками, подобными APX. Некоторые резонно посчитали случившиеся со мной травмы неудачным стечением обстоятельств.
Чтобы подтвердить обратное, рисунок, на котором видны принципиальные различия.
Итак: слева - классическая чашка типа Jofa JDP, справа - чашка Bauer APX. Обе показаны на рисунке в разрезе по середине. Пропорции постарался сохранить.
Первое, что мы видим, что чашка APX проигрывает в размере. В центральной части из-за наличия у чашки выреза под руку, она наиболее узкая, примерно 12 см. Ширина JDP в этом месте - 18 см.
Но главное критическое различие не в этом, а конечно же, в глубине профиля чашек, в коей и кроется принцип их работы - передачи энергии удара телу, ИМЕННО ГЛУБИНА ЧАШКИ КРИТИЧНА!
Профиль APX значительно менее глубокий. Помимо этого, он состоит из 2-х частей, условно подвижных относительно друг-друга. Нижняя половина имеет небольшой выступ, заходящий под верхнюю. В этом месте глубина чашки составляет всего примерно сантиметр!!! Глубина JDP значительно больше и равняется примерно 8 см.
Мало того, этим местом чашка APX прилегает к области акромиона - кости, отростка лопатки, образующей "угол плеча". (В прошлом посте я ошибочно обозначил в этом месте край плечевой кости, но посмотрев на картинки сустава, вспомнил его строение). Во всех пространственных направлениях чашка не прилегает краями к телу вообще, лопухом нависая во все стороны. Я, как, средний по комплекции человек (93 кг при росте 191 см), примеряя чашку к себе, скажу, что надо быть ну оооочень толстым, чтобы ситуация получила надежду на изменение. Хотя критичность конструкции не исчезнет и при этом.
Принцип травмирования связки АКС заключается в том, что получая на себя удар, акромион стремится уйти под ключицу и вытолкнуть ее наверх. Связка при этом растягивается, что приводит к ее повреждению вплоть до полного разрыва (2 степень). В самых плохих случаях, когда удар особенно сильный, могут также повреждаться в той или иной степени клювовидно-ключичные связки, которые находятся глубже. Это уже 3-я степень травмы. Все связки, о которых я пишу, подкрашены на рисунке слева зеленым, а справа красным цветом. Последствия подобных травм можете нагуглить самостоятельно.
Поскольку чашка APX прилегает именно к акромиону, несложно догадаться, что происходит при ударе. Мало того, по причине уменьшения площади контакта из-за обозначенного выше выступа, чашка попросту концентрирует удар в этом месте, в случаях, где без нее могли бы частично взять на себя нагрузку ткани мышечного каркаса.
У чашки JDP контакта с акромионом нет вообще. Она упирается в плечо в районе низа дельтавидной мышцы и вверху в районе нижней части, отходящей от ключицы трапециевидной мышцы. Как я писал уже в предыдущем посте, удар распределяется на эти две зоны, что дополнительно прижимает ключицу вниз снимая нагрузку со связок. Это не говоря уже о несравнимо большей площади контакта с телом.
Принцип же проверки панциря при покупке прост: надеваем и упираемся в стенку под разными углами, при этом смотрим, где и как чашка упирается в тело. Если она давит вам прямиком на область акромиона - бегите от этого изделия. Бегите без оглядки, потому что вопрос вашей травмы - это первый же удар в плечо, достаточный для ее нанесения, когда вы вообще без какой-либо защиты.
Всем здоровья, надеюсь, вам удастся уберечься от травм, полученных по незнанию и наивной надежде на производителя, чего не удалось избежать мне.