Дирижерскую палочку часто называют продолжением руки дирижера. Время рождения дирижерской палочки не столь отдаленное, как это представляется - XIX век. И появилась она на свет почти случайно.
Кому из любителей музыки не знакома эта картина: сдержанный шум ожидающего зала, негромкие звуки настраивающегося оркестра – и взрыв аплодисментов, знаменующий появление дирижера. Пауза, стук дирижерской палочки по пюпитру, поднятые руки маэстро, призывающие оркестр к вниманию, взмах – и раздаются первые звуки музыки, увлекающие нас в дивное путешествие по миру гармонии.
До возникновения оркестров, поначалу струнных (XVI век), а затем и симфонических (XVIII век), потребность в дирижере не ощущалась. Но вот появились первые оркестры – и все изменилось. Кто только ни брал на себя миссию рулевого, чтобы оркестр следовал правильным курсом и не захлебнулся в бурных и бесконтрольных волнах музыки! Это были скрипачи, клавесинисты, композиторы. Так, известный французский композитор Жан Батист Люлли, придворный музыкант Людовика XIV, дирижировал при помощи специального жезла – баттуты (довольно-таки тяжелой). Входя в творческий раж, он начинал неистово ударять баттутой о пол. Однажды Люлли, изо всей силы стукнув баттутой, попал не по полу, а себе по ноге. Рана загноилась, и прославленный музыкант скончался от гангрены… Лишь на рубеже XVIII – XIX веков появился специальный человек, призванный управлять оркестром – дирижер (от французского слова diriger – «управлять», «руководить»).
До появления дирижерского помощника – палочки – у каждого маэстро были свои предпочтения относительно того, чем дирижировать. Позже возникло «тихое дирижирование» - жестами, а затем, чтобы сделать их более заметными, маэстро использовали разные предметы. Например, австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк, старший современник Моцарта отбивал такт смычком, причем так эмоционально, что иногда ломал его… Сам Моцарт также дирижировал смычком. Карл Мария фон Вебер использовал для этого свернутые в трубочку листы партитуры.
Изобретателем же дирижерской палочки традиционно считается Людвиг Шпор. В шесть лет Людвига отдали в обучение органисту, затем он освоил скрипку. Начав самостоятельную гастрольную деятельность, Шпор имел в Европе оглушительный успех. Его известность соперничала со славой Никколо Паганини. В 1810 году на одном музыкальном празднике Шпор дирижировал палочкой, скатанной из бумаги, и этот новый способ вызвал изумление у публики. С удивлением встретили новую манеру через несколько лет и музыканты Франкфурта и Лондона, однако вскоре все увидели ее преимущества.
Также среди создателей дирижерской палочки фигурируют такие музыканты как И. Мозель, К. Вебер, Г. Спонтини. Во всяком случае, известно, что все вышеперечисленные господа равно как и Шпор, жили примерно в один и тот же исторический период и были одними из первых, кто начал использовать дирижерскую палочку для управления оркестром.
Изначально палочки для дирижера делали из дерева. И по сию пору признанные мастера находят, что лучший материал для них – дерево твердой породы: бук, клен, осина, яблоня, орех, карельская береза, - они не вибрируют при резком взмахе. Хотя среди дирижеров есть такие, кто предпочитает как раз гибкие палочки, например: из бамбука. Или пластика: они ломаются не так часто. Делают палочки и из металла – у них, в свою очередь, есть сторонники и противники среди дирижеров: кто-то считает их прочными и надежными, а кому-то кажется, что при ударах такой палочкой о пюпитр звук получается слишком громким и резким.
Палочка состоит из штока и ручки. У деревянных палочек ручка пропитывается воском: чтобы блестела, но в руке не скользила. Стандартная палочка, которую можно приобрести в магазине, стоит недорого. А вот антикварные палочки (особенно принадлежавшие знаменитой личности) или палочки, созданные известным мастером, - товар совсем другого сорта и цены.