Анализ современного состояния жилищно-коммунальной сферы в России показывает, что средний уровень физического износа объектов коммунальной инфраструктуры, несмотря на все усилия по их модернизации, остается высоким и составляет 68 процентов, достигая в отдельных муниципальных образованиях 75-82 процента. Более 30 процентов систем тепло-, водоснабжения и водоотведения полностью отслужили нормативные сроки и не отвечают требованиям надежности и энергоэффективности.
Потребность в финансовых средствах только на восстановление объектов коммунальной инфраструктуры республики составляет более 40 млрд. рублей.
В этой связи, решить задачи модернизации коммунального комплекса без обеспечения притока в эту сферу частных инвестиций и повышения эффективности государственных расходов не представляется возможным.
Одними из ключевых направлений реализации Стратегии развития жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р (далее – Стратегия), определены развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, а также повышение энергетической эффективности отрасли.
Для решения этих задач, Стратегией предусматривается развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений, которые рассматриваются в качестве основного инструмента привлечения долгосрочных частных инвестиций в модернизацию объектов ЖКХ.
В целях реализации указанных мероприятий, необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства и передачи в концессию объектов ЖКХ государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, а также трансформации действующих договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры в концессионные соглашения.
В настоящее время, анализ заключенных концессий показывает, что объемы инвестиций концессионеров, предусмотренные в концессионных соглашениях в большинстве своем не несут масштабных изменений: они позволяют лишь провести текущий ремонт, подготовиться и относительно удачно провести отопительный сезон. Коммунальным же предприятиям, где износ оборудования, инженерных сетей составляет около 70%, нужны более крупные проекты, подразумевающие серьезную реконструкцию и модернизацию объектов.
Частный бизнес сегодня не готов вкладывать средства в сферу ЖКХ, к чему есть несколько причин:
во-первых, это отсутствие зарегистрированного права собственности на муниципальное имущество и отсутствие в местных бюджетах средств на его регистрацию;
во-вторых, наличие у неэффективных муниципальных предприятий значительной задолженности (в основном – за потребленные энергоресурсы). При этом они неформально являются банкротами и, при объявлении конкурсов, есть вероятность наложения ареста на их имущество;
в-третьих, относительно высокая стоимость строительства основных объектов коммунальной инфраструктуры, в которые необходимо в короткий срок вложить крупные инвестиции (например, очистных сооружений канализации) и долгий срок окупаемости таких проектов;
неготовность банков вкладываться в жилищно-коммунальную сферу, и ограничения по тарифам, которые не позволяют инвестору заработать.
С учетом изложенного, главная задача видится в построении такой финансовой модели, при которой концессионные проекты будут рентабельными или, хотя бы исключали выпадающие доходы, но при этом тариф не поднимался до таких высот, при которых люди перестанут платить по счетам.
Для продвижения концессионных проектов, также возможна поддержка концессионеров в форме предоставления налоговых льгот, в частности, по налогу на прибыль и имущество. Такая форма поддержки необходима, потому что инвестор, который вкладывает средства в жилищно-коммунальную сферу, изначально несет огромную нагрузку, учитывая большой износ инфраструктуры.
В дальнейшем, реализация проектов приведет к созданию новых рабочих мест, у предприятий появится налогооблагаемая база и бюджет компенсирует свои затраты.