Мы привыкли считать лидерами тех, кто руководит, учит и помогает развиваться другим. Специалист по когнитивно-бихевиоральной терапии Джон Д. Мур считает, что далеко не каждый руководитель становится лидером, и объясняет, как отличить простого управленца от того, за кем идут люди.
Что же отличает лидеров от менеджеров? Вот несколько моментов, которые стоит учесть:
1. Менеджеры управляют, лидеры изобретают что-то новое
Суть менеджмента можно сформулировать так: это искусство выполнять какую-либо работу с помощью других.
Лидеры делают то же самое, но при этом упрощают подчиненным задачу с помощью инноваций. Главный вопрос для этих людей звучит так: можно ли выполнить эту задачу более эффективно?
2. Менеджеры поддерживают все на уровне, лидеры стремятся к развитию
Супервайзеры, как правило, в первую очередь озабочены поддержанием «гомеостаза» в своем подразделении — чтобы все оставалось как было и не стало хуже. Сотрудникам достаточно делать свою работу и не создавать лишних проблем. Лидеры активно взаимодействуют с подчиненными, помогая им развиваться. Они хорошо понимают, что профессиональный и личностный рост сотрудников приносит пользу всей организации.
3. Менеджеры контролируют, лидеры вдохновляют
«Отчет должен быть готов завтра к концу рабочего дня». Так звучит типичное требование менеджера. Его распоряжения выполняются потому, что у него есть определенная власть, соответствующая должности. Но это не значит, что сотрудник хочет делать эту работу. Во многих случаях он выполняет ее просто потому, что обязан.
Лидеры умеют мотивировать подчиненных, вдохновлять. Сотрудники охотно выполняют обязанности и поручения, поскольку поверили в то видение будущего, которое им показал лидер. Президент Джон Кеннеди — отличный пример лидера, умевшего вдохновлять, и к тому же успешного реформатора. Люди охотно шли за ним, поскольку он вызывал у них симпатию и доверие.
4. Менеджеры ставят краткосрочные цели, лидеры — долгосрочные
Многие ставят в основном краткосрочные цели, приносящие экономическую выгоду. На этом строится так называемый принцип управления по целям. Лидеры думают в первую очередь о глобальных перспективах развития организации. Они часто спрашивают себя: «Что я хотел бы видеть здесь через пять лет? А через десять? Что нужно сделать для этого уже сейчас?»
5. Менеджеры задают вопросы «Как?» и «Когда?», лидеры — «Что?» и «Почему?»
Для менеджеров, управляющих группой подчиненных, в первую очередь важны дедлайны. Им необходимо знать, как нужно выполнить задачу и к какому сроку. Лидеры задаются гораздо более сложными вопросами. Они хотят знать, чем занимается организация и почему это необходимо.