«Хищник» 2018-го года – хороший повод получить настоящий кайф – вернуться в свои 13-14 лет, когда не шелохнувшись от волнения и ожидания смотрели по кабельному кинохиты 80-х-90-х.
Скорее сиквел, чем переосмысление
И это правильно. Переигрывать Арнольда Шварценеггера, круто исполнившего главную роль в кинокартине 1987-го года – было бы немудрым решением. У всех, кто смотрел первый фильм, отчётливо врезались в память «отпечатки» с тех времён: Арнольд с шестистволом, буква за буквой проявляющееся слово PREDATOR на экране, полупрозрачный зловещий блеск силуэта хищника под кроной дерева. Зачем пытаться «переплюнуть» в том же стиле, если лучше добавить своё, индивидуальное? Один из сложных критериев, по которому начинаешь оценивать кино – актёр, исполняющий роль главного героя, так как у всех в уме уже харизматичный Шварценеггер.
Бойд Холбрук, исполнитель главной роли, не являет собой воплощение двухсотпроцентной брутальности, и Квин Маккенна (Quinn McKenna) не в каждой ситуации просто схватил пулемёт, пальнул в одну сторону, кинул гранату в другую, сохранив при этом полное спокойствие, и двинулся дальше. Он в меру крут, непримирим и уязвим. При этом в фильме косвенно намекается, что он неидеальный муж и отец, но хороший солдат. Так что перед нами вполне жизненный персонаж, если не считать того, что ведёт борьбу с представителем инопланетной расы. Мне он напомнил молодого Мэла Гибсона дерзковатой и обаятельной улыбкой – словно крутой парень из мира классических боевиков послал нам привет с большого экрана.
Бравые психи
А вот команда, оказавшаяся в подспорье Квина, по иронии судьбы, шизик на шизике. Они все в недавнем прошлом солдаты, и каждый из них имеет свою историю «съехавшей кукушки». Один по ошибке убил своих, другой стрелял в себя – короче, компашка весёлая. А что они говорят в словесных перепалках. Цитата: @!#&%&$! Примерно так. В общем, детям слышать не надо. Но по ходу фильма характеры раскрываются с другой стороны, и даже несколько странно видеть, как вот ещё недавно, списанные в утиль солдаты, к которым привешены ярлыки психов и изгоев, мочат тупые остроты ниже пояса, от души на это хохоча, а ближе к концу фильма проявляют мужество, сострадание и самопожертвование и идут на такое…
Кого-то это удивит, противников сентиментальных сцен в боевиках, быть может, расстроит, но в фильме есть и поистине трогательные сцены.
Повеяло девяностыми
Визуально фильм тоже хорош. Вряд ли кто-то сомневался, что эффекты в нём будут достойные – технологии позволяют. Но дело больше не в этом. Декорации, в которых разворачивается действие, привычны, обычны, лишены помпезности и от этого наблюдать происходящее круто! Современный зритель несколько устал от шикарных интерьеров, гигантомании и попыток переплюнуть непонятно даже в чём всех и вся. Злобный пришелец воюет с людьми на их территории – на улицах маленького городка, на стадионе, в школе, в лесу.
Вот бригада крутых и слегка хромых на голову солдат стоит на улице, водя пушками туда-сюда, как вдруг из окна вылетает тело пришельца, сминает легковушку и появляется ещё один хищник, бойня продолжается, становясь непредсказуемой. Мы соскучились по боевикам, где разборки, пусть и межгалактического масштаба, происходят как в реальной жизни – в маленьком городке, без опостылевшего от неуместности использования slomo. Ну поднадоели нам небоскрёбы и бесконечное мельтешение.
Уместный юмор
Обязательно стоит сказать, что хорошим этот вариант «Хищника» делает ещё и юмор, в том числе чёрный – равномерными щепотками посыпанный в фильме, и это делает вкус пикантнее.
С головой уходить в апокалиптичность происходящего и нагнетать обстановку, пытаясь заставить нас уверовать в ближайшее пришествие хищников – явно не тот путь. По крайней мере, не для этого фильма, и создатели это понимали.
Помогает вести борьбу с пришельцами гениальный ребёнок, у которого аутизм, а попутно и способности разбираться во внеземных технологиях. Кстати, раз уж речь зашла о детях, можно сказать ещё и о том, что по линии взаимоотношений между отцом и ребёнком, этот фильм скорее берёт пример с классики Голливуда – с «Коммандоса», например. Помните, как, спасая дочь, Арнольд добил психопата-офицера трубой и, наблюдая, как из неё валит пар, черновато пошутил: «Выпусти пар»? Тут есть подобные моменты. Чего только стоит фраза Квина, наскоро брошенная сыну, которому он обещал не убивать: «Не смотри на мёртвого дядю».
Постскриптум
Быть ли продолжению? Очень возможно. Финал даёт перспективы. Правда конкретной информации о возможном сиквеле пока нет. Но даже в независимости от этого, фильм достоин занять место на полочке в коллекции. В нём использованы наработки старых боевиков и добавлена добротная порция азарта и адреналина. А финальная сцена на космическом корабле может заставить даже Брюса Уиллиса слегка позавидовать, хотя и он в «Крепком орешке 2» недурственно расправился с взлетавшим самолётом.