Найти тему

Любовные травмы: кто виноват?

Джек Лондон. Фотография Арнольда Гента
Джек Лондон. Фотография Арнольда Гента

Стремление исправить ситуацию разрыва связи с любимым человеком в первую очередь направляется на поиски причин крушения радужных надежд на счастливую жизнь, а главным становится ответ на вопрос «Кто и каким образом виноват в случившемся?», чтобы, осознав совершенные ошибки, загладить их и вернуть все обратно. Согласно оценкам семейных психологов, в подавляющем большинстве случаев обвинения в той или иной форме предъявляются не себе, а своему партнеру. Действительно, ошибки, связанные с выбором партнера, определяют более половины случаев любовных разочарований. Однако в этих ситуациях вынужденного прозрения важно осознать и собственную долю вины хотя бы для того, чтобы снова не обмануться. К сожалению, обнаружить собственные промахи в отношениях любви и вынести жизненно важные уроки оказывается совсем не просто.

Развод. Эрик Бурс, 2017
Развод. Эрик Бурс, 2017

В расследовании причин и поиске виновников утраты любви наше сознание отступает на второй план: после мучительных переживаний ответы приходят готовыми и становятся неизъяснимыми, но в то же время непоколебимыми внутренними опорами понимания всей ситуации. Однако здесь нас подстерегают психологические ловушки. Одна из них описана З. Фрейдом при анализе состояния меланхолии как реакции на утрату любимого человека. Особенность этого состояния заключается в том, что в отличие от переживания печали утраты конкретного объекта любви страдающему неизвестно, «что именно он потерял». При этом он начинает идентифицировать потерю в самом себе, собирая и ненавидя все свои реальные и мнимые недостатки, от которых следовало бы избавиться, чтобы прекратить страдания. З. Фрейд отмечает, что самообвинения меланхолика больше относятся не к нему, а «к какому-нибудь другому лицу, которое больной любил, любит или должен был любить». Иными словами, утрата любви и ее замещение ненавистью превращаются в запутанный внутриличностный конфликт.

Как правило, в еще большей степени неопределенности находится понимание того потенциала развития, который невольно ощущается личностью, оказавшейся в отношениях любви. Поэтому при утрате любви потеря этого потенциала, обесценение образов нового «Я» также вызывают страдания, которым трудно найти вразумительное объяснение. Поскольку объект утраты расплывчат, крайне сложно определить, кто и какими своими действиями способствовал потере этой первостепенной и такой близкой к обладанию ценности. Зачастую переживание утраты любви трансформируется в долгие светлые, но с оттенком горькой печали воспоминания об упущенном счастье, о шансе, который дается в жизни только раз. Впрочем, бывают и исключения, которые обнаруживают трагическую связь потенциала развития личности с отношениями любви. В романе Джека Лондона влюбленный герой ясно понимает, какого положения каким путем и каким трудом он должен достичь, чтобы соединиться со своей возлюбленной, которая, не выдержав испытаний, связанных с таким изнуряющим саморазвитием, разрывает с ним отношения. В результате успех достигнутого фатально обесценивается утратой объекта любви. Более того, жизненно значимой оказывается не сама девушка, которая готова на все, чтобы вернуть любовь Мартина Идена, а синхронизация ее любви с борьбой за правду собственного жизненного пути.

В зависимости от того, как решается вопрос с поиском виноватого в угасании любви, решается и вопрос о способах исправления ситуации, о том, что делать. Наиболее радикальным средством прекращения страданий утраты любви является расставание, которое в случае брачных уз оборачивается мучительными вопросами развода.

Курс лекций "Пространства осознанной любви" на YouTube

Книга "Атлас любви"