«…Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины…» («Берегись автомобиля») Если заменить слово МАШИНА на ACCUPHASE, то смысл высказывания не изменится, а лишь перейдёт в иную плоскость. Или так: Меломаны делятся на тех, кто любит ACCUPHASE и тех, кто его (их) не любит. Правда есть ещё третья категория – это те, кто данные аппараты никогда не слышали и потому говорить о любви/нелюбви не могут. Может быть, я немного и преувеличиваю, однако чего не сделаешь ради красивого вступления.
Ещё до живого знакомства с усилителем мощности Accuphase Pro 5 я попытался изучить информацию по данной теме в сети. Информации было немного, но один момент заинтересовал: один из пользователей данного аппарата утверждал что это тот же Р-500 (1985 года), но в профессиональной реинкарнации. Более глубокое изучение данного вопроса (по счастью схемы и мануалы на аппараты тех лет есть в свободном доступе) подтвердило частичную правоту данного высказывания. Человек ошибся лишь в одном: Pro 5 идентичен не Р-500, а P-500L. А это уже аппарат 1989 года. Схема и комплектующие: один в один. Разница в индикаторах (в «гражданской» версии они стрелочные), расположении органов управления, шасси (у Pro 5 –стальное, без омеднения). Ну и конечно профессиональная версия не имеет декоративных боковых накладок. Остальное - мелочи. Сколько стоил Pro 5 в ритейле - я не знаю. Цена же на P-500L составляла немалые 530000 иен. Но на сегодняшний момент цена между этими версиями разнится примерно вдвое: 120-130 т.р. против 250+/- (имеется ввиду отечественный вторичный рынок и экземпляры в хорошем техническом и косметическом состоянии), однако купить профессиональную версию непросто ( Почему- об этом в конце материала). Соответственно если внешний лоск для потребителя вторичен, а цена имеет значение, то приобретение Pro 5 в этом плане выглядит вполне разумным. Нюансы, конечно же есть и о них я попробую рассказать. И, главное (как и всегда), попытаюсь оценить звучание данного аппарата и понять, тот ли этот Accuphase, к которому со времен моноблоков М-60 я испытываю пиетет. Начну с того что по некоторым маркировкам удалось выяснить год выпуска «моего» Про Пятого-1986. В связи с чем напрашивается логичный вывод: бытовая версия P-500L (напоминаю-1989 года) сделана на основе профессиональной версии, а не наоборот. И сразу же начну с прослушивания, а обо всём остальном буду рассказывать «в процессе».
Среди тестовых подборок у каждого из нас есть эдакие «лакмусовые бумажки» благодаря которым можно сразу расставить все точки над i . Одной из таких «лакмусовых бумажек» у меня является гр. Грассмейстер и её «Инструментальный альбом». Достаточно было послушать композицию «Стекло» с этого альбома, чтобы со 100% уверенностью заявить : Федот - тот. Вернее так: Федот - ТОТ!!! С января 2018 года, а именно тогда я тестировал моноблоки М-60 (при желании можете перечитать материал « М-60?Accuphase?Дайте два!») было переслушано очень много усилителей серъёзного уровня, но ни один не выдал трактовки похожей на «аккуфейсовскую». А именно в таком толковании мне эта композиция, да и альбом в целом показались наиболее убедительными. Супердетальностью могут похвастать многие усилители. Даже сравнительно недорогие, а уж дорогие - тем паче. Но чтобы вот так разложить инструменты в виртуальном пространстве – кроме «аккуфейсовских» М-60 и теперь вот Pro-5 – такого на моём опыте ещё не встречалось. ПОКА не встречалось. «Пионеровские» ЭКСКЛЮЗИВЫ (С-3/М-4) классно «копали» в глубину, но не в ширину. HARMANы, которые CITATION - напротив показывали всю широту «своей души» не давая заглянуть «в колодец». Все эти аппараты безусловно хороши и кому-то другому моя система критериев может показаться неверной, но …даже не хочется повторять банальное «сколько людей - столько и мнений». Наверняка у кого - то может возникнуть вопрос: что же лучше из Accuphase: М-60 или Pro 5 ? Сложно сказать. И тот и другой (другие) похожи и узнаваемы – при слепом прослушивании угадать «ху из ху» - невероятно сложно. И это несмотря на разницу в возрасте 10 +/- лет. Однако тогда прогресс не стоял на месте и разница между усилителями всё же есть. Во всяком случае, на ещё одной «лакмусовой бумажке» - фирменном SACD Roger Waters “Amused To Death”, на котором, при тестировании М-60, мне в своё время не хватило баса – теперь, в подаче Pro 5, мне хватило всего. При этом тестовый тракт не изменился ни на йоту: всё те же АС – Sansui SP-G300 и всё тот же «универсал» Pioneer DV-AX10. В сегодняшнем тесте чуть позже добавятся и другие АС и источники, но вначале я решил для чистоты эксперимента ничего не менять. Однако и М-60,несмотря на «древность» в чём - то сильнее Pro 5. Я конечно делаю выводы по воспоминаниям – прямое сравнение было бы более точным, но хотя в теории оно и возможно, цель выяснить что лучше, я перед собой не ставил. Всё таки моноблоки – это элита, даже, несмотря на почтенный возраст тех же М-60. Правда, этой самой «элите» необходимо другое, прежде всего акустическое, окружение. А другое окружение потребует и другого (большего по площади) помещения. Лишь тогда моноблоки покажут, на что они способны. Да и их гипертрофированная трактовка виртуальных образов заметная в 18 квадратных метрах, на 30-40 и более квадратах будет абсолютно нормальной. Из чего следует что М-60 раскроются в большом помещении, а Pro 5 вполне адекватно воспринимается и в стандартном жилище (я конечно забегаю вперед). А пока расскажу об обещанных нюансах (читай: подводных камнях) для тех, кто решил использовать усилитель Accuphase в домашней системе. И начну с питания.
Большинство потребителей знает что практически вся продукция Accuphase – мультивольтажная и, купив аппарат для внутреннего рынка с питанием 100 вольт, можно переключить его на наши 220/240. Правда это не так легко и просто как на тех аппаратах, где переключатель напряжения выведен на заднюю панель. Для того чтобы переключить любой Accuphase на «наше» питание надо снять крышку и перекинуть клеммы проводов на трансформаторе. Для человека более -менее сведущего это не представляет никакой проблемы, но если кто-то с подобной техникой на «Вы» - можно просто обратиться к специалисту. Однако есть одна деталь, о которой многие не знают. Защита. В большинстве «Аккуфейсов» она реализована на автоматическом предохранителе – «автомате» подобном тем, что установлены в силовых щитках (понятно что меньшего размера). И эти «автоматы» у 100 вольтовых аппаратов, как правило, на 15 ампер, тогда как у официально поставляемых в нашу страну, Европу и пр. страны «автомат» на 7 ампер. Чем грозит использование 15 амперного предохранителя в нашей сети? Да тем, что в случае форс-мажора защита попросту не сработает или сработает тогда, когда «поздно пить Боржом». Проблема, конечно же решаема, но решение каждый находит своё – тут советы излишни. В конкретном экземпляре была установлена сетевая колодка с интегрированным предохранителем на необходимые 7 ампер, а «автомат» исключен из цепи. Переходим к аттенюаторам. Они ступенчатые, что с одной стороны удобно, но с другой – шаг регулировки слишком велик. Конечно в отличие от той же Ямахи 2002М громкость у «Про Пятого» на первом делении до понятия «дискотека» не дотягивает, однако для любителей послушать музыку на средней или малой громкости создает определенные неудобства. Но и тут всё решаемо. Тем более что регуляторы конструктивно схожи с «ямаховскими»(РС-2002М), но в отличии от них без проблем разбираются и собираются(при наличии инструмента и умелых рук).После чего перепаиваем перемычки и…вуаля! Получаем линейную (плавную) регулировку громкости от и до. Ну и третий момент: коммутация. Акустические терминалы можно оставить родные - они принимают и «лопатки», и «бананы», и голый провод. Но можно и заменить на более «понтовые»- это зависит от ваших амбиций. XLR разъёмы достаточно приличные посеребрённые Neutrik, но и тут всё зависит от вашего «эго». Например в тестируемом экземпляре установлены всё те же Neutrik, но «золотые». И RCA , которых в стоке попросту нет. Вместо них профессиональные Jack 6,3. Тут либо замена, либо использование переходников. В «моём» экземпляре – первый вариант. И, наконец, сетевой провод, который в оригинале несъёмный и с японской вилкой. Конечно можно просто заменить вилку (если Вы переключили изделие на 240 вольт), а остальное оставить как есть. А можно поставить качественную сетевую колодку (как в конкретном случае), что с одной стороны гораздо удобнее, а с другой - позволяет использовать качественный сетевой кабель и решает проблему с защитой от различных нештатных ситуаций (я про предохранитель). Правда подобный «апгрейд» достаточно трудоёмкий и помимо оч.умелых ручек и инструмента требует терпения, коим не каждый может похвастать. К остальным тех. моментам я ещё вернусь, а пока мне интересно, на что способен Accuphase в связке с «игрушечными» TOY. С одной стороны использовать подобный усилитель с полочными АС – кощунство, но с другой: «гулять, так гулять».
…А ведь хорошо звучат «малыши». Конечно после масштабности «Сансуев» к более камерной подачи надо привыкать и поэтому я начал прослушивание с Tony Joe White – он в таком вот «доверительно-интимном ключе» воспринимается ничуть не хуже. Но уже бесподобная Dolores O'Riordan (Are You Listening?) поражает и динамикой и масштабностью подачи свойственной полноразмерным АС. А как хороша Annie Sellick, с альбомом «No Greater Thrill»…Особенно в тех моментах, когда в дело вступает Hammond B-3 легендарного Joey DeFrancesco – это надо слышать! Эти АС у меня лишь несколько месяцев и пока успели поработать с очень малым количеством усилителей. Несложившуюся дружбу с «лампой» я оставлю за скобками, а вот дуэты с Marantz (PM-15S1) и двумя SONY (SRP-P150 и SRP-P450) можно считать вполне состоявшимися. Но нынешний вариант с Accuphase Pro 5 –безусловно лидирует, причём с заметным отрывом. Что и не удивительно. Всё - таки этот усилитель из более верхнего эшелона. И вот вроде нет у аппарата общепринятых технических атрибутов высококачественного звука как, например, «двойное моно» или работа в классе «А». Но ведь звучит. И как звучит! Хотя по поводу класса «А» я и не уверен на 100%. В классе «А» усилитель наверняка работает, но, как и все с подобной схемотехникой - до определённого уровня громкости. Вопрос: До какого и как определить эту пограничную черту? Понятно, что вопрос риторический и ответа не требует. А пока локомотив тот же, но очередная смена вагонов - отцепляю TOY и вновь слушаю с SANSUI. На этот раз классика. 7-я, «Ленинградская», Шостаковича (оркестр Мариинского театра п/у В.Гергиева, Hi Res 24/96: DUNE HD DUO >DAC Pioneer DV AX10>Accuphase Pro 5>Sansui SP-G300). Ну не умею я рассказывать о впечатлениях после прослушивания классической музыки. Не то чтобы не владею терминологией - с этим проблем как раз нет. Проблемы в другом: впечатлений море, они переполняют, но всё настолько сложно, что словами не выразить. Кроме банального « Браво!» и аплодисментов мне добавить нечего. Ну и наконец-то добрался до винила. Наверняка те, кто читает мои обзоры помнят, что среди моих фонокорректоров есть Accuphase C-220. Сам Бог велел оценивать звучание винила именно в этой связке. Denon DP-75M( AT-33E)>Accuphase C-220>Accuphase Pro 5>Sansui SP-G300. И тут сказать нечего кроме как: я я ,дас ист фантастиш ВОЛШЕБНО!
Ну и последний аспект технического характера: охлаждение. У Accuphase Pro 5 оно принудительное. Причём вентилятор работает всегда. Но бесшумно. То есть СОВСЕМ бесшумно. Правда, он новый (но «родной»). Не скажу что и со старым 30(с хвостиком) - летним было плохо. Но всё же его чуточку было слышно. Ну а чего вы хотели? Возраст более чем серъёзный. Поэтому решено было его заменить. Всё делалось как «для себя». Впрочем, иногда это выражение и лишается кавычек. Во всяком случае этот аппарат мне бы очень хотелось оставить. Будь я женщиной, я бы сказал с придыханием голосом Татьяны Дорониной:"Театр Accuphase. Вы любите театр Accuphase? Вы любите театр Accuphase, как люблю его я?
То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? ..." ну и так далее.
Ну а если без излишней лирики, то пока что это лучший усилитель (в данной ценовой категории) с которым мне посчастливилось познакомиться.
P.S. И аппарат я таки оставил себе. Ну не смог я с ним расстаться. Подобные моменты случаются со мной довольно нечасто и служат лучшим подтверждением тому, что усилитель действительно заслуживает всех дифирамбов, которыми я его осыпал.
P.P.S. Большого практического смысла в данном материале конечно же нет. Он ни в коей мере не является руководством к действию, типа: «бросайте всё и бегите покупать «Про Пятый». По той причине, что купить практически негде. Вот именно на данный момент во всяком случае. К примеру, на профильных сайтах объявлений на начало июля в России не было ни одного подобного предложения. Последние пару-тройку месяцев подобных предложений нет и на японских аукционах за исключением пары экземпляров в посредственном косметическом состоянии и, при этом, негуманной ценой. Японцы - народ щепетильный и внешнему виду вещей уделяют внимание ничуть не меньшее, чем техническому состоянию. Потому эти два экземпляра и не востребованы местными аборигенами. Да и клиенты из других стран «не роют землю копытом». Отдать около полутора – двух тысяч долларов (и это только в том случае, если на российской таможне всё пройдёт гладко) и получить аппарат визуально потрепанный жизнью – не самое разумное вложение средств. Но, как говорится, а вдруг? Тем более что всё, что я написал о Pro 5 можно отнести и к Р500/P500L с незначительными оговорками. С этими моделями дела обстоят полегче. Правда цена на них другая, но ведь не все стеснены в средствах, а внешняя красота тоже чего-то стоит. И, пока, всё.