(Anna, 2019, Франция)
Прежде чем закидать товарища Луку Бессонова воняющими уриной тряпками - что сейчас в России творится повсеместно, - критикам стоило бы задуматься над тем, с какой любовью этот француз изобразил СССР 80-х.
Глядите сами: в стране ещё практически нет иномарок (только "мерседесы" у иностранцев и кэгэбэшников), зато уже в ходу мобильники, пейджеры и кредитки, а на каждом углу стоят банкоматы с валютой некоего "Первого Советского банка" - конкурента "Сбербанка", надо полагать. Более того, в Советском Союзе по версии тов. Бессонова развит Интернет! С чьей помощью можно рассылать свои резюме работодателям, в том числе для поступления на службу в армию, КГБ и на флот!
Причём этот СовИнтернет был вовсе не голубиный и не почтовый, а электрический, ведь ноутбуки имелись в каждой советской семье, даже в бедных. И какие ноутбуки! Настоящие, социалистические - не с убогим монохромным экраном, а с цветным дисплеем! И они не только серфили по Сети, но и показывали видео в HD-разрешении - вот это мощь! Гнусные капиталисты IBM и Apple просто дохнут от зависти!
Так что не надо здесь этого вашего ха-ха! Какой ещё заграничный режиссёр до Бессона был столь же высокого мнения об СССР? То-то и оно! А вы его за это пахучими тряпками по морде, понимаешь! И не совестно?
Вот в таком без пяти минут коммунистическом раю довелось родиться и жить советской девочке Ане (Саша Лусс), увы, рано осиротевшей после гибели её родителей в автокатастрофе. Поэтому наставить повзрослевшую Аню на правильную жизненную стезю было некому. Несмотря на её желание поступить в Омское военное училище, она стала сожительствовать с мелким уголовником, алкашом и наркоманом Петей (Александр Петров), который относился к ней ещё хуже, чем к дважды вышеупомянутой тряпке. Но которого она упорно не бросала - очевидно, в глубине души Петя был всё же зайкой и лапочкой.
К счастью для Ани, вскоре он таки допрыгался. И когда однажды Петя прибежал домой после очередного неудачного ограбления, дома его ждал... нет, не горячий ужин и стопка водки, а кэгэбэшник Лёша (Люк Эванс) с пистолетом.
Правда, Лёша приперся не к нему, а к Ане, чьи запросы на учёбу почему-то дошли не до Омска, а до Лубянки (проклятая Почта России... вернее, РСФСР!). Где аниным резюме очень даже заинтересовались, но вместо того, чтобы пригласить её на собеседование, КГБ сам пришёл к ней на дом. Где сходу вышиб Пете мозги и рассказал Ане, решившей вскрыть себе от горя вены, как же замечательно она послужит родине и партии. Если, конечно, не станет почём зря самоубиваться и вольётся в дружное лёшино семейство Кровавой Гэбни.
Оторопев от такой беззастенчивости, мозг Ани ненадолго завис, но, перезагрузившись, заработал как надо. И она, оставил в покое свои вены, пошла с Лёшей учиться шпионским премудростям.
А, научившись (сей процесс, увы, остался за кадром), пришла через пару лет работать в женско-разведческий отдел тёти Оли (Хелен Миррен). У которой, как знал весь КГБ, не забалуешь и почти наверняка не доживёшь до пенсии.
Разумеется, вредная тётя Оля не поверила Ане на слово, какая та крутая шпионка и киллерша, и тут же послала её отвечать за базар... в ресторан (Узнаете самоплагиат бессоновской "Никиты"? Так и есть). Где Ане надо было пристрелить крутого мафиози, забрать у него мобильник, после чего, стуча каблучками, убежать.
Ну "а в ресторане, а в ресторане"... нет, не гитары и не цыгане, а всё пошло не так. Другими словами, пришлось Ане вместо перестрелки скидывать шубу и идти врукопашную, обламывая свои каблучки и ноготки о вражьи морды.
Но справилась же? Да ясен пень, кто бы сомневался!
И вот за проявленную доблесть Ане поручили гораздо более ответственное задание: уехать в Париж и стать там супермоделью (киллершей под прикрытием). А чтобы попасть в эту индустрию, ей предстояло... нет не перебить очередной ресторан бандитов, а пойти на рынок и торговать там матрёшками. Ей-ей, не вру, Бессон так сказал! Или вы правда не знали, что агенты элитных модельных компаний ходили в 80-е по советским базарам и приглядывались к торговкам, пытаясь отделить обычных хабалок от будущих Наоми Кэмпбелл и Клаудий Шиффер?..
***
В общем, как всегда, в упор не понимаю, почему вы так ненавидите ядрёную киноклюкву, что аж не жалеете на неё свою драгоценную желчь? Вот я намедни глянул новую картину Люкушки нашего Бессона, и за два часа получил заряд такого позитива, который редко получал от кино в нынешнем году.
А как иначе-то? Есть же всего три вещи в забугорном кинематографе, над которыми можно смеяться бесконечно: над чернокожими в ролях британских пэров 16 века, над австралийскими микробюджетными хоррорами и над потугами наивных иностранцев влезть в шкуру и быт советского/русского человека. Поэтому не плюйтесь, а радуйтесь, что они до сих пор снимают нечто подобное - без этих их уморительных экспериментов в современном кино было бы реально скучно, уж поверьте.