Камчатские власти хотят без разрешения ЮНЕСКО застроить особо охраняемые природные территории (ООПТ) гостиницами и горнолыжными трассами.
Сейчас правительство края готовит изменения в региональный закон “Об особо охраняемых природных территориях в Камчатском крае”. Согласно новой редакции, краевое Минприроды будет выдавать разрешения на капстроительство в природных парках, заказниках и на территории памятников природы. Планируется, что к концу сентября 2019 будет готова «дорожная карта» по «исключению участков, находящихся в границах ООПТ и границах объекта ЮНЕСКО "Вулканы Камчатки".
Законодательная движуха началась после подписания государственно -частного соглашения о строительстве курортного комплекса «Три вулкана», который планируется возвести в районе вулканов Вилючинский, Мутновский и Горелый. Здесь находятся сразу три ООПТ: памятники природы «Кальдера вулкана Горелый» и «Редкие ландшафты вулкана Вилючинский», а также природный парк «Южно-Камчатский», включенный в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки». Общий объем инвестиций оценивается ориентировочно в 39,2 млрд рублей. Частными инвесторами выступят Группа «Интеррос» Владимира Потанина и структуры Сергея Бачина (гендиректор курорта «Роза Хутор») - они вложат в грандиозный проект 15 миллиардов рублей.
Несмотря на то, что региональные ООПТ являются собственностью субъекта, сейчас федеральное и краевое законодательство не предусматривает исключения из них участков под строительство туристической и дорожной инфраструктуры. Так что поправки, легализующие изменение границ особо охраняемых земель, должны закономерно вызвать не только вопросы у прокуроров, но и акции протеста ученых, населения и экологов. Причем, во всем мировом сообществе: использование ООПТ в туристических целях прямо нарушает международную Конвенцию об охране всемирного и природного наследия.
Самое интересное, что схема получения разрешения от ЮНЕСКО на изменение границ объекта - дело долгое: сначала надо подать заявку с обоснованиями в Центр Всемирного наследия и ждать, когда на место приедут эксперты ООН для осмотра территории. На основе их отчета другая команда специалистов разработает заключение, которое при положительной оценке будет включено в проект следующей сессии Комитета Всемирного наследия. То есть весь процесс займет около двух лет. А первый этап проекта планируется закончить уже к 2022 году.
Ущерб от липовых “санитарных” рубок может достигать десятков миллиардов рублей, считает зампред Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Владимир Гутенев.
На фоне громкого скандала с арестом экс-главы минлескомплекса Иркутской области Сергея Шеверды, эксперты, приглашенные WWF, проверили 297 актов лесопатологического обследования (ЛПО), размещенных на сайте областного Министерства лесного комплекса. Нарушения были найдены в 96% случаев. В итоге, Фонд добился отмены 154 актов. Если бы этого не случилось - под “оздоровительный” топор пошли бы 3 707 гектаров леса.
Косить тайгу из-за придуманного диагноза - очень распространенная практика. По словам Гутенева, особенно часто грешат этим Иркутская область, Бурятия, Забайкалье и Новосибирская область. Компании «покупают» такой лес по сниженным тарифам, вырубают самые здоровые деревья и реализуют древесину по рыночной стоимости. Для прикрытия своих делишек они нанимают по конкурсу ряженых лесопатологов, которые нарочно завышают степень поражения леса вредителями или масштаб ущерба от пожаров, и назначают “оздоровительные рубки”.
Безусловно, необходимо менять федеральное законодательство, чтобы адекватную оценку леса давали не частные лавочки, а профессионалы с хорошим статусом, нормальной зарплатой, работающие четко по регламенту и несущие серьезную ответственность за сомнительные акты. Сейчас же, наоборот, в рамках “оптимизации” многие лесопатологи попадают под сокращение.
А еще контролирующим органам стоит внимательнее присмотреться к лесопользователям и арендаторам, рядом с участками которых возникали пожары. И создать-таки прозрачную информационную систему по лесу, которая обеспечит детальный учет и отслеживание каждого заготовленного дерева.
Кстати, с 1 июля на территории всей страны под угрозу вырубки попали экологически ценные леса по берегам водоемов, которые наряду с первозданными лесами регулируют водный режим и помогают предотвращать паводки.
Однако, власти на местах, как и арендаторы-лесничества (за которыми чаще всего стоят крупные интересанты) на природу плевать хотели. Какой дурак откажется от хорошего куска мощного теневого бизнеса? Поэтому пока щепки летят в основном на незаконных рубках. А валить тот самый лес жадные чиновники и бизнес-элита отправляются только в очень редких случаях.