«Жигули» — советский малолитражный автомобиль классической компоновки, легендарная «копейка», родоночальник семейства «Жигули», позднее «классика». Первый экземпляр сошел с конвейера 19 апреля 1970 года. За все годы производства (с 1970 по 1988 годы) на АвтоВАЗе было выпущено 4, 85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.
Идея создания автомобиля для массового потребителя появилась в середине 1960-х года. В 1966 году Минавтопромом СССР подписал договор о сотрудничестве с итальянским концерном «Фиат» (FIAT). В результате базовой моделью для создания ВАЗ 2101 стал FIAT 124, представленный в 1966 году и впоследствии получивший титул «Автомобиль года».
Дизайн отечественного автомобиля несколько отличался от зарубежного аналога: вместо обычных кнопочных дверных ручек были установлены утопленные, изменилась форма зеркала заднего вида на водительской двери, иначе был оформлен бампер. Кузов крепился лонжеронной раме, были усилены места крепления передних и задних амортизаторов. ВАЗ 2101 отличали широкие двери, удобные кресла, элегантное рулевое колесо, не закрывавшее комбинацию приборов на передней панели, вместительный багажник. Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 64 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч.
Первые ВАЗ 2101 были произведены на недавно отстроенном автозаводе в городе Ставрополь-на-Волге, впоследствии переименованном в Тольятти. В августе 1970 года автомобиль поступил в продажу. В 1989 году первый проданный автомобиль занял почетное место в музее завода. В 1970 году было произведено 21 000 автомобилей ВАЗ 2101. Автомобиль и его модификации получили торговое именование «Жигули», по названию гор расположенных неподалеку от Тольятти, а автолюбители окрестили автомобиль «копейка». В 1971 году автомобиль начал экспортироваться в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, ГДР, Югославию, несколько позже — во Францию, ФРГ, Австрию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. Неблагозвучное для многих иностранных языков название «Жигули» было заменено на «Лада» (Lada).
В начале 1971 года была создана гоночная модификация автомобиля. Советские гонщики на автомобилях ВАЗ 2101 приняли участие в европейском ралли «Тур Европы-71», проходившем по территории 13 стран, и выиграли Серебряный кубок. Одна из машин-победительниц хранится в музее «ВАЗа». В ралли «Тур Европы-73» советские автопилоты за рулем ВАЗ-2101 завоевали Золотой и Серебряный кубки.