Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев продолжает детально анализировать проект нового Налогового кодекса. Накануне мы опубликовали его предложения относительно необходимости изменения подходов к подоходному налогу.
Теперь эксперт высказал свое мнение о порочности высокого НДС при низком налоге на прибыль, который убивают многие начинания предпринимателей.
"Ознакомление с выставленным на всеобщее обсуждение проектом Налогового кодекса наводит на мысль о том, что в налоговой реформе двигаемся вперед, но медленно и по излюбленному методу проб и ошибок", – пишет Курбанбаев.
Проект содержит много новых понятий, правил, терминов. По текстовому объему он превышает действующий Налоговый кодекс примерно в 1,5 раза, по количеству статей на 97. Следует полагать, что все это сделано для того, чтобы кодекс был по возможности документом прямого действия, максимально охватывающим все вопросы налогообложения и приближенным к передовой мировой практике.
Как мне уже приходилось писать в текущем году в налоговой реформе были допущены ошибки – введены порядок упрощенного НДС, новые, не совсем понятные и трудно поддающиеся логическому объяснению виды проверок с "чудными" названиями – "хронометражное обследование" и "тематическое экспресс-изучение". В проекте нового Налогового кодекса об этих нововведениях 2019 года ничего не сказано. Это можно расценить как признание и исправление допущенных ошибок.
Об НДС
Как известно, треть бюджета страны обеспечивает налог на добавленную стоимость (НДС). И потому его реформирование крайне важно и неразрывно связано с пересмотром других корпоративных налогов. Примечательно, что проект предусматривает устранение ряда недостатков в нынешнем порядке применения НДС:
1) Перечень плательщиков НДС значительно расширяется, что будет способствовать преодолению разрывов в его цепочке и устранению неравномерного (несправедливого) распределения его нагрузки, сокращению теневого бизнеса;
2) Предусмотрена возможность единовременного взятия в зачет суммы НДС при приобретении основных средств и недвижимости.
Простой пример – при приобретении здания стоимостью 3 миллиарда сумов сумма "входного" НДС составит 600 миллионов сумов. Эту сумму предприятие сможет сразу зачесть – удержать из НДС, полученного от своего покупателя, в то время как в настоящее время зачет можно сделать равными долями в течение 12 месяцев, а по объектам недвижимости – в течение 36 месяцев.
То есть, в приводимом примере, если в настоящее время ежемесячно предприятие вправе засчитывать только 16,7 миллиона сумов, то по новому проекту можно сразу в зачет взять 600 миллионов сумов и списывать по мере реализации своей продукции. Это серьезное облегчение – значительно меньше отвлекается оборотных средств предприятия.
3) Государство будет возвращать отрицательное сальдо по НДС (это превышение суммы НДС, уплаченной предприятием при покупке материально-технических средств, над суммой НДС, полученной от покупателей при реализации предприятием своей продукции). Сегодня "отрицательное" сальдо по НДС возвращается только экспортерам. Согласно предлагаемым изменениям оно будет выплачиваться всем плательщикам после проведения камеральной проверки. При этом экспортерам, крупным налогоплательщикам и предприятиям, представившим банковскую гарантию камеральную проверку даже не надо будет проходить.
Однако, несмотря на все эти важные усовершенствования проект не устраняет главный недостаток НДС в нынешнем его применении – чрезмерно высокую ставку – 20%.
На мой взгляд, при недостаточной развитости высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, относительно низкой производительности труда в большинстве отраслей, высоком удельном весе нелегального бизнеса 20%-ная ставка НДС является одним из самых серьезных факторов, препятствующих созданию благоприятной бизнес-среды и сдерживающих рост экономики страны.
Среди специалистов далеких от живой практики хозяйствования популярна точка зрения, что НДС – это налог на потребителя (продукции предприятия), а предприниматель (производитель) выступает своего рода агентом, обеспечивающим взимание и перечисление НДС в бюджет. При непрерывности цепочки взимания НДС он (читайте внимательнее) не сказывается на финансовых результатах бизнеса.
Это глубоко ошибочное мнение. Еще как сказывается! НДС оказывает огромное влияние на финансовые результаты бизнеса! При ставке 20% он изымает 16,7% (20:120х100%) всей добавленной предприятием стоимости (считай его доходов). А ведь с оставшихся 83,3% доходов еще нужно выплатить зарплату, уплатить другие налоги, сформировать чистую прибыль, за счет которой необходимо делать инвестиции для развития бизнеса (считай для роста экономики всей страны!).
О налоге на прибыль
Проект Налогового кодекса закрепляет и продолжает многолетнюю тенденцию принижения значения одного из основных видов налогов – налога на прибыль. На 1995 год ставка налога на прибыль была установлена в размере 38% (Постановление Кабинета Министров от 13.12.1994 г. N 600). В дальнейшем ставка постепенно снижалась и 2018 году составляла 14%. А с началом налоговой реформы, то есть с текущего года пошли еще дальше – установили на уровне 12%.
НДС и налог на прибыль: какая взаимоувязка?
Проект Налогового кодекса закрепляет введенную в текущем году ставку налога на прибыль. Это очень низкий уровень, который как бы компенсирует отрицательное влияние высокой ставки НДС. Вряд ли найдется какое-либо другое с такой ставкой налога на прибыль государство с рыночной экономикой, опыт которого имел бы какое-либо значение и для нашей страны. Мы в этом отношении, думаю, впереди планеты всей!
Высокий НДС и низкий налог на прибыль для нашей реформируемой экономики не является эффективным сочетанием с точки зрения необходимости создания благоприятной бизнес-среды.
НДС – косвенный налог, взимаемый вне зависимости от уровня доходности бизнеса.
Налог на прибыль – прямой налог, он платится только при наличии дохода и в зависимости от уровня доходности бизнеса.
Если, например, начинающий перспективный предприниматель обеспечил N-ное число людей работой, произвел нужную для общества продукцию, но пока не получил прибыли (что часто бывает в начале деятельности), то он не платит налог на прибыль, но на НДС он все равно залетает! 20%-ный НДС изымает у него 16,7% добавленной стоимости.
Таким образом, гипертрофированное сочетание 20%-ного НДС и 12%-ного налога на прибыль не способствует формированию новых бизнес-структур и рабочих мест в реальной экономике (производственной сфере).
Вывод: целесообразно снизить ставку НДС в несколько раз с соответствующим восстановлением значения налога на прибыль как одного из основных видов налогов.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.