Комбэй!
Однажды мне посчастливилось путешествовать в группе китайских туристов. Я намеренно употребил выражение «в группе», а не «с группой», поскольку не сопровождал, а находился внутри нее. В чем преимущество? Обычный турист видит лишь внешнюю сторону жизни, а мне удалось увидеть ее изнутри. Некоторые китайцы неплохо говорили по-русски. Это позволило еще глубже понять особенности национального менталитета.
Для восточных народов характерна неорганизованность, но китайцы на удивление дисциплинированны. Опоздание для них редкость. Они исправно приходят к назначенному времени. Без команды старшего не расходятся. Держаться группами, компаниями. В общем, дисциплинированные коллективисты. А еще китайцы ассоциируются с косяком рыб, где каждая отдельная рыбка действует мгновенно и синхронно с остальными, беспрекословно подчиняясь сигналу вожака. Возможно, это наследие времен Мао.
Китайцы не расстаются с термосом, в котором налит горячий зеленый чай. Они прикладываются к нему каждую пару часов. Пьют медленно, маленькими глотками, будто это не чай, а целебный бальзам. Они действительно считают его таковым. Чаепитие напоминает ритуал, как, скажем, ежедневная мусульманская пятиразовая молитва. Это вызывает необходимость постоянно искать источники горячей воды. Обычно они просят кипяток в кафе или ресторанах. В гостиницах, где часто останавливаются китайцы, на этажах всегда стоят кулеры с горячей водой.
Жители Поднебесной любят заниматься шопингом. Делает это азартно, но основательно. Словно магнит их притягивают витрины с бижутерией и поделками из камня. Если в ювелирном отделе какого-нибудь туристского центра толпится народ, с большой долей вероятности можно утверждать, что это китайцы. Наибольшим спросом пользуются золото и янтарь.
Вещи и бытовая техника китайцев мало интересует. Зато в почете российские продукты питания, которые они считают вкусными и экологически чистыми. Особенно нравится йогурт, шоколад, конфеты и пряники. Они просто обожают российское мороженное. Увы, его невозможно отвезти домой в качестве подарка. Китайцы также сожалеют, что таможенные правила не позволяет провести в Китай более одного килограмма колбасы.
Китайцы охотно покупают обувь марки «Эко». Туристов с коробками, на которых красуется это лого, можно встретить в Чите, Новосибирске, Владимире и Санкт-Петербурге. Говорят, в Китае она пользуется большой популярностью, но стоит вдвое дороже. Однако делая покупки в обувном магазине, сомневаются – а не сделаны ли эти ботинки в Китае? Если продукты питания предпочитают подешевле, то за красивые женские часики готовы отдать 45 тысяч рублей. Это странно, поскольку отличную швейцарскую реплику на улицах Шанхая можно купить за семь долларов.
Русская кухня для китайцев тяжела. Если для жителей северного Китая она еще терпима, то для южан является настоящим испытанием. Китайские рестораны сейчас можно найти в любом большом российском городе. Однако их кухня обычно адаптирована под россиян и довольно сильно отличается от китайской. Но даже такой вариант для китайцев-южан лучше, чем типичная европейская кухня. Как говорится, из двух зол они выбирают меньшее, предпочитая китайские рестораны, либо банальный «Доширак».
Многие китайцы обладают отличными голосами. Поют с удовольствием. Охотно подхватывают песни. Знают русские песни на китайском языке. Некоторые поют их по-русски. Китайцы, работающие с российским рынком, берут себе русские имена. Так появляются Васи, Фроси, Светы и Сони. Нередко имена получает еще во время учебы в университете на русском факультете. Другие обзаводится новыми именами во время работы в турфирмах.
Китайцы очень непосредственные и эмоциональные. Громко и бурно что-нибудь обсуждают, жестикулируют, создают сильный шум. Но также быстро успокаиваются и затихают. Очень любят фотографироваться. Если появляется интересный фон, собираются большой компанией, каждый наводит на себя смартфон, планшет, фотоаппарат и самозабвенно фотографируется.
Китайцам, как и русским, свойственно создавать вокруг себя небольшой хаос. Он невелик по сравнению с тем, который, например, создают индусы, являющиеся непревзойденными мастерами своего дела. Это, в частности, проявляется в появлении мусора или разбросанных вещей.
Русских и китайцев роднит также поведение в очереди. Стоит там появиться хоть одному китайцу, как к нему тут же пристраивается еще несколько земляков, а то и целый десяток. Вроде как наш человек очередь занял на всех. Для них это так естественно, что никто даже не пытается дать какие-либо пояснении окружающим. Представить подобное, например, в США просто невозможно.
Выпивают китайцы даже более шумно и эмоционально, чем русские. Все говорят громко и одновременно. Трудно понять, кому адресовано сказанное и кто слушатель. Водки в стакан наливают много, поэтому знаменитый китайский тост «Комбэй!» («До дна!») обычно не исполняется. Говорят тосты, чокаются стаканами и делают несколько глотков. После короткой паузы беседа снова продолжается на высокой эмоциональной ноте.
Выпивая, плотно закусывают. Охотно делятся водкой друг с другом, переливая из одного стакана в другой. Атмосфера в такой компании обычно теплая и благодушная. Китайцы, как и русские, пьют не для того, чтобы напиться, а чтобы поговорить. Комбэй!