Дизайн интерьера бравой поступью вошёл в нашу жизнь, став для одних профессией, для других - жизненной необходимостью, для третьих - ненужной навязываемой услугой. Предложениями проектов пестрят рекламные блоки на сайтах, строители выдвигают наличие проекта в качестве условия для производства работ, а застройщики предлагают покупателям квартир "дизайн-проект в подарок" и пр.
Однако, разница в заявленной стоимости услуг разрушает любые представления о разумности пределов, варьируясь от бесплатного до цены хорошего автомобиля, а сами предложения не поддаются никакому прямому сравнению, т.к. непонятным остаётся главное: что же именно предлагают, и почему оно так по-разному стоит?
Все проблемные вопросы этой сферы я решил вынести в самостоятельный цикл статей - "Не заказывай дизайн интерьера, не прочитав это...".
Эта статья - попытка внести ясность в фундаментальное: проект интерьера ("дизайн-проект") и ценообразование. Она - первая публикация цикла, которая станет локомотивом на нашем пути к устранению путаницы и неразберихи.
Понимаете ли вы, что именно вам предлагают купить?
Что такое "дизайн-проект интерьера"?
Я вот, будучи руководителем студии дизайна интерьеров, - не знаю!
Нет, я, конечно, догадываюсь, что может подразумевать тот, кто произносит слова "дизайн-проект интерьера", но точного понимания не имею, поскольку термина такого в проектировании нет от слова совсем.
Само это словосочетание - это что-то из новояза самоназванных дизайнеров, откуда и когда оно появилось - непонятно, но по сути своей оно является всего лишь благозвучной бессмыслицей.
Ну сами посудите: слово "design" с английского переводится, в числе прочего, как "проект", следовательно, "дизайн-проект" = "масло масляное".
Думаю, что именно из-за своей нелепости этот термин не попал ни в один закон или норматив, где был бы раскрыт и подробно описан. Зато, видимо, в угоду моде на англицизмы, прочно закрепился в лексиконе и позволяет теперь обернуть в красивый фантик любое содержимое.
"Дизайн-проектом" можно назвать что угодно: скетч, коллаж, визуализацию, рисунок на салфетке, детские каракули. А почему нет? Термин нигде не описан, следовательно, не существует и никаких стандартов или регламентов, строго определяющих его форму и содержание.
Что такое "комплект рабочей документации"?
И снова я затрудняюсь ответить, поскольку, раз нет термина "дизайн-проект" (или даже "проект интерьера", но с этим сложнее), то нет и описания состава, формы и содержания входящей в него рабочей документации (если дизайнер ещё решит её включить). Предположим, повезло, и нам попался специалист, осознающий, что на одних только картинках-комиксах ремонт не сделаешь, поэтому в свой "дизайн-проект" он включает и "рабочку". И что нам это даёт? Какие листы там будут? Что и как на них будет начерчено/нарисовано? - Неизвестно.
Допустим, нам уж совсем крупно повезло, и дизайнер даже указал перечень листов рабочей документации (редкое счастье-то). К сожалению, и это нам не даст исчерпывающего понимания того, о чём идёт речь, поскольку ни форма, ни содержание, скрывающееся под названиями этих листов, как понятно из сказанного, тоже ничем не регламентируется.
В общем, составу проекта интерьера в том виде, в котором он действительно нужен заказчику, следует посвятить отдельную длинную и довольно нудную (на любителя) статью. Займусь этим как-нибудь.
А пока вернёмся к манипуляциям сознанием заказчиков.
Нюансы ценообразования
Мало того, что, пользуясь неясным статусом "дизайн-проекта", под этим названием можно продать чего угодно, так ведь даже цену-то не всегда показывают в понятном и прозрачном виде.
Так, стоимость услуг либо не указывают, либо пишут "от N руб", а вот уточнить её можно только обратившись и сообщив целый перечень характеристик объекта (а заодно и собственной платёжеспособности). Конечно, делается это вовсе не из-за «индивидуального подхода к каждому клиенту», а по одной из двух причин:
- Трудоёмкость проектирования действительно зависит от типа объекта, площади, стиля, и др. факторов;
- Объявить максимально приемлемую для заказчика цену - выгоднее, чем минимально допустимую для себя.
В первом случае я могу отчасти понять дизайнера: действительно, одно дело сделать шикарный классический интерьер в "ушатанной" квартире дома с деревянными перекрытиями и пятью слоями штукатурки поверх дранки, другое - поработать над интерьером современного стиля в новостройке-монолите с голыми стенами. Даже при одинаковой площади квартир разница в трудозатратах будет колоссальная, и учитывать её в цене на свои услуги вполне справедливо. Но разве невозможно продумать сетку тарифов, учитывающую те или иные факторы в каком-то усреднённом виде и привести цены к единому знаменателю? Да и насколько коммерчески эффективен такой порядок ценообразования - тут я бы поспорил, если бы статья была именно об этом.
А вот во втором случае мы точно имеем дело с недобросовестным исполнителем, для которого основной ценообразующий фактор — это представление о состоятельности заказчика.
Раскусить и сбить с толку такого не сложно, достаточно обсуждать бюджет проекта только после определения стоимости его разработки (если есть основания полагать, что информация о высоком бюджете приведёт к росту стоимости проектирования). На все же попытки прояснить этот аспект ещё до объявления цены - интересоваться, как именно и в какой процентной зависимости это повлияет на формирование стоимости. Пускай попробует на лету родить формулу своих вычислений)))
Конечно, если речь идёт о двухэтажной квартире на Остоженке, то вряд ли получится скрыть состоятельность заказчика, но в этих случаях, подозреваю, такой необходимости и не возникнет.
Готовитесь заказать дизайн интерьера - будьте во всеоружии!
Неужели заказчикам остаётся только заказывать дизайн интерьера вслепую и надеяться на удачу? Не совсем так, поскольку в этой мутной воде можно научиться ориентироваться.
Ознакомьтесь с публикациями цикла "Не заказывай дизайн интерьера, не почитав это...". Они подготовят вас к общению с исполнителями, выбору квалифицированного специалиста и правильного (нужного именно вам!) набора услуг.
... и такой вот ещё post scriptum
Среди читателей статьи могут найтись и внимательные (вот бы!), которые захотят меня попрекнуть: "А сами-то что? Сами-то у себя на сайте именно так и пишите: и дизайн-проект, и рабочая документация!"
- И будут правы!
С каким бы презрением я ни относился к бессмысленному термину "дизайн-проект интерьера", всё, что я могу себе позволить - это ставить его в кавычки, поскольку обходиться без него мы уже не можем: нас просто не поймут заказчики. Ну вот как думаете, понятно ли звучит такое:
Рабочий проект раздела "АИ" СПДС
Непонятны оба термина, но "дизайн-проект" стороннему уху ближе...
Вот поэтому и приходится говорить на языке заказчика. Однако мы из шкуры вон лезем, чтобы дать заказчику исчерпывающую информацию о том, что же мы имеем в виду, за что он заплатит и что он получит на выходе. Во всех деталях объясняем и структуру системы проектной документации в строительстве, и маркировку проектов, даём перечень листов нашего проекта и обязательно показываем примеры альбомов рабочей документации, чтобы потенциальный заказчик мог полистать и оценить степень детализации материалов.
В общем, с волками жить в коммуникации с заказчиками приходится пользоваться навязанными неточными терминами, иначе уже никак
Поделитесь своими соображениями:
- Какие темы вы бы хотели увидеть в подборке "Не заказывай дизайн интерьера, не прочитав это..."?
- Всё ли вам понятно в описании состава и содержания услуг дизайнеров интерьеров, к которым хотели/хотите обратиться?
- Сталкивались ли вы с тем, что можно было бы назвать "очковтирательством"? Расскажите "горячую" историю!)
- Если вы - дизайнер, то что вы называете "дизайн-проектом"? Что делаете для того, чтобы объяснить своему заказчику суть предстоящей работы и в каких деталях?
🎓 Читайте ещё, будет интересно:
▶️ Письмо от дизайнера, шокирующее своим... чем?
▶️ Как выбрать кухонный фартук и не развестись после этого (часть 1)
▶️ Шоппинг - это не моё, или как правильно поручить подбор мебели дизайнеру