Найти тему
Заметки о живописи

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван

И. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885)
И. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885)

Картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" знакома большинству из нас с самого детства. Именно её мы видим в квартире изобретателя Тимофеева, когда тот отправляет Жоржа Милославского в "древнюю Москву".

Ага! Вспомнили?..

Многие из нас знают и любят этот добрый советский фильм – "Иван Васильевич меняет профессию".

Однако то, что казалось смешным в фильме, в реальности таковым отнюдь не являлось. Художник Илья Репин по крупицам собрал для нас детали быта и костюмов XVI века, а также сделал попытку воссоздать характеры живущих в то время людей.

Кого же именно изобразил художник?..

Мы видим перед собой двух людей, застывших в трагических позах. Один из них – царь Иван Васильевич Грозный, второй – его сын Иван Иванович, рождённый от первой супруги Анастасии Романовны

Ни для кого не секрет, что Иван IV обладал поистине крутым нравом. Дворцовые заговоры сделали юного царя подозрительным, постоянная же борьба за власть между родственниками – непреклонным, а порой и излишне жестоким. Он даже с женами своими не мог ужиться и неугодных сразу же постригал в монахини... Не щадил он и жён своих сыновей, особенно если те были бездетными.

В частности, старший сын царя Иван Иванович, изображённый на картине, к 27 годам был женат уже в третий раз, и "не потому, что они [жены] умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены"

Нам так и не ясно до конца, за какую провинность Иван Грозный обрушил гнев на своего сына. Одни говорят, что Иван Иванович хотел удержать отца от дурного поступка, другие утверждают, что он просто заступился перед отцом за свою (уже третью по счету) жену. Как бы то ни было, а исход оказался самым печальным. 

Но почему Илья Репин решил обратиться к такой неоднозначной теме?

Как известно, в феврале 1880 года произошло шестое, а в августе того же годаседьмое покушение на императора Александра II. В марте же 1881 года, в результате восьмого покушения, император был убит.

Все это глубоко взволновало Репина и заставило искать выход мучавшим его чувствам.

"Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, – вспоминал художник, – чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать... Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... и я вспомнил о царе Иване".

Вспомнил – и перенёс свои впечатления на холст.

Перед нами – тёмная, богато обставленная комната, царский терем. Тяжёлое зеркало, кованые сундуки, массивные стулья, толстый и богато расшитый ковёр... Свет проникает в комнату лишь сквозь крошечное окошко почти под самым потолком и не может разогнать кроваво-красный сумрак, притаившийся в помещении. Стены, ковёр, даже узор на вазах – все несёт на себе отпечаток крови, пролитой в этой мрачной комнате.

Посередине комнаты застыли двое: отец и сын. Убийца и убиенный

Впрочем, последний, кажется, ещё дышит. На лице его – предчувствие скорой и неминуемой смерти. Одной рукой царевич бессильно упёрся в пол, второй бессознательно сжал отцову руку...

Лицо царя страшно. От гнева не осталось и следа; лишь страх, животный ужас заметны теперь в этом лице. В распахнутых глазах – недоверие к самому себе, отчаяние, осознание невозможности что-либо изменить – и приходящая ему на смену обречённость.

И. Репин.  "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" . Фрагмент.
И. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" . Фрагмент.

Дрожащими руками Иван Грозный силится зажать смертельную рану, из которой – капля за каплей – утекает жизнь его сына, однако этот жест уже ничем не способен помочь. И ничего не изменит.

Рядом, на сбитом в ходе жестокой борьбы ковре, лежит посох царя. Тяжёлый, окованный серебром, он сразу привлекает к себе внимание. На заднем плане мы видим перевёрнутый стул, сброшенную на пол подушку и упавшую рядом чёрную шапочку Ивана Грозного.

Художник намеренно сдернул её с головы Ивана Васильевича. Без шапки перед нами уже не царь, но начинающий лысеть пожилой человек, почти совсем старик, которому не осталось больше в жизни радостей. Да и как иначе, ведь он убил своего сына...

Простоволосый и слегка безумный, он сидит он на ковре, страшась того мига, когда ему придется взглянуть на мёртвого сына и уже по-настоящему ужаснуться делам рук своих. 

Илья Репин не случайно одел Ивана Грозного в чёрные одежды. Это, безусловно, цвет печали и скорби, однако вместе с тем это ещё и цвет одиночества. Одиночества, которое неминуемо ждёт неразумного царя.

Сын его, одетый художником в светлые одежды, представляется нам мучеником, невинно убиенным.

Не стоит и говорить, какие связи с современной им действительностью провели петербуржцы, после того как картина была представлена на Тринадцатой передвижной выставке...

Однако, каковы бы ни были проводимые в то время параллели, мы почти ничего не знаем о том, что действительно произошло между отцом и сыном в далёком 1581 году.

Во времена Ильи Репина убийство Иваном Грозным своего сына считалось доказанным; об этом писали множество историков, в том числе и Николай Карамзин. Однако в большинстве летописей, указывающих нам на смерть царевича, не называется ее причина...

Нам остаётся лишь догадываться о причинах и следствиях. Однако не стоит сомневаться, что подобный поворот событий был весьма вероятным... XVI век был суровым, а подчас и очень жестоким.

Картина Ильи Репина настолько не понравилась императору Александру III, что он даже запретил ее к показу.

Это была первая картина, подвергшаяся цензуре в Российской империи.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Илья Репин. Проводы новобранца

Илья Репин. Бурлаки на Волге