Актер сидит лицом к стене в углу комнаты. Из противоположного угла на него смотрит другой актёр, которому запрещено двигаться. Его задача - заставить первого актёра повиноваться. Так как первый актёр сидит к нему спиной, он может выражать свои желания только с помощью звуков, но произносить слова ему воспрещается. Задача кажется неразрешимой, но решение существует. Это все равно что пройти над пропастью по натянутому канату: под влиянием необходимости вдруг раскрываются необычайные способности. Я слышал, что одна женщина подняла огромный автомобиль, под который попал её ребенок, - деяние как будто бы органически невозможное для её мускулов ни при каких мыслимых обстоятельствах. Людмила Питоева каждый вечер выходила на сцену с таким сердцебиением, что теоретически её смерть была неизбежна. В процессе наших упражнений мы тоже несколько раз добивались феноменальных результатов: долгое молчание, глубокая сосредоточенность, второй актёр пробует различные звуки - свистит, шипит, а потом внезапно первый актёр встает и не колеблясь делает то движение, которое задумал второй.
Аналогичным образом актёры пытались устанавливать контакт с партнерами, например постукивая ногтем, то есть опять-таки исходили из непреложной потребности что-то выразить и пользовались только одним средством. В данном случае это был ритм, в другом случае - обмен взглядами или взгляд, устремленный в затылок. Особенно ценным упражнением оказалась драка - обмен ударами, при котором запрещалось прикасаться друг к другу, двигать головой, руками и ногами. Иными словами, в этом упражнении разрешались только движения торса, непосредственный контакт также исключался, и тем не менее между партнерами завязывалась борьба - физическая и эмоциональная, - борьба, которая проходила через все обычные фазы. Такие упражнения не имеют ничего общего с гимнастикой, хотя и способствуют укреплению мускулатуры, их смысл заключается в том, чтобы, ограничив возможности, увеличить сопротивляемость и тем самым шансы добиться подлинной выразительности. Когда трут друг о друга две палочки, действует тот же закон: от трения взаимо-сопротивляющихся поверхностей возникает огонь; очевидно, таким же образом можно вызвать к жизни и другие виды горения. В процессе этих упражнений актёр начинает понимать, что невидимое можно сделать ощутимым для другого, только достигнув глубокой сосредоточенности; он понимает, что для этого нужна воля, нужны все его душевные силы, и смелость, и ясность мысли. Но самый важный результат - непоколебимая уверенность актёра, что для этого нужна форма. Недостаточно испытывать сильные чувства; чтобы совершить творческий скачок, нужно создать новую форму, которая стала бы носителем и проводником импульсов актёра. Это и есть то, что справедливо называется «действием».
Один из самых интересных результатов был достигнут во время упражнения, когда члены группы должны были сыграть ребёнка. Актёры один за другим пытались «копировать» детей, прибегая к обычным приемам: они горбились, неестественно дергали руками и ногами, пронзительно кричали и, конечно, производили жалкое впечатление. Затем вышел самый высокий актёр группы и, не меняя своего внешнего облика, не подражая детскому сюсюканью, воплотил предложенную идею, полностью удовлетворив всех присутствующих. Как? Я не берусь об этом рассказывать. Образ, созданный актёром, существовал как реальность только для тех, кто присутствовал в зале.
Питер Брук, Пустое пространство, М., «Прогресс», 1976 г., c.94-95
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Изображения в статье
- Libération, 15 mars 18, par Anne Diatkine, photo Jérôme Bonnet, фото с официального сайта Питера Брука
- Recherche théâtrale de Peter Brook et Marie-Hélène Estienne, photo : Pascal Victor, фото с официального сайта Питера Брука
- Do Not Look Down in This Class, фото с официального сайта Питера Брука