Карьера великого русского актера Юрия Яковлева – удачная, богатая, вкусная. С молодости он участвовал в добротных постановках и в театре, и в фильмах.
Его первая знаменитая роль – князь Лев Николаевич Мышкин в «Идиоте». Кинокартина вышла на экраны в далеком 1958 году. Этот фильм стал шестым для молодого актера, которому на тот момент едва стукнуло 30 лет.
Режиссером картины стал сам Иван Пырьев, фильм встретили восторженно, а Яковлев прекрасно вписался в образ героя Достоевского. После вполне ожидаемого успеха Пырьев решил снять вторую серию фильма, но главный персонаж отказался – Яковлев пребывал в сильной депрессии и решил не портить нервы съемочной группе и коллегам. Режиссер порывался найти другого актера на главную роль, но так и не нашел.
Однако до «Идиота» Юрий Яковлев сыграл еще в одной заметной картине, которая сегодня незаслуженно забыта. Его роль актера Чахоткина в фильме «На подмостках сцены» почти эпизодична, но интересна и стала достаточно яркой на фоне динамичного сюжета.
«Об этой роли Яковлева забыли. Даже на страницах «Советского экрана» не найдешь упоминания о ней, хотя именно с нее начинается список удач Яковлева в кино. Свежо и точно поставленный, блистательно сыгранный актерами разных поколений, фильм этот можно считать образцом водевиля в кинематографе, - писала в 1967 году советская пресса.
«Роль в роли, актерская матрешка, тем более интересная и привлекательная для артиста, что нигде Чахоткин не выходит из образа экзотического героя», - писали советские критики.
Ее один фильм, который вышел до переломного «Идиота». Это картина Владимира Басова «Необыкновенное лето», где Юрию Яковлеву досталась роль поручика Василия Дибича.
«Очень красив и благороден в жизни. Далее – ход простой. Так пусть будет красив и благороден на экране. И Яковле играет Дибича, играет все то, что нужно. Играет так, чтобы не упрекнули в фальши, ложном пафосе, наигрыше. Он мил и естественен на экране, он полностью соответствует понятию о человеке, которого изображает на экране», - писали о нем в 1960-е годы.
Представьте, с каким внушительным багажом Юрий Яковлев вошел в эпоху 60-х. Сложно представить, если бы его не заметили режиссеры первой десятки. Именно поэтому вполне заслуженно стали появляться настоящие народные фильмы, которые сделали Яковлева признанным народным кумиром: «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Выстрел», «Анна Каренина», - Яковлев любил классические постановки и органично в них вписывался. Но настоящими киношлягерами стали «Ирония судьбы» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Один из секретов удачных ролей Яковлева уже описан выше – хороший человек с широкой душой в жизни – такой и на экране.