Найти тему
Екатерина Мурадова

Львы Альгамбры

ЛЬВЫ АЛЬГАМБРЫ

Фонтан львов(Альгамбра, Испания)
Фонтан львов(Альгамбра, Испания)

Речь сегодня пойдет об одной из самых известных достопримечательностей Испании – дворце-крепости Альгамбра (исп. L'Alhambra) в городе Гранада.
Альгамбра – ярчайший пример арабско-персидской архитектуры, сохранившейся в южной Европе. Хотя Испания является частью Европы, однако она соединена множеством связей с Африкой. Ее флора, фауна, живописные пейзажи и населяющие народы намного ближе к Африке, чем к Европе. Постоянное соприкосновение с культурой мавров (жителей севера Африки, покоренных в VII веке арабами) придало ей особый колорит. Испанская архитектура несет в себе черты арабского зодчества.
В эпоху арабского владычества Испания являлась одной из самых богатых стран Европы с высоким уровнем развития культуры, а ее столицы – сначала Кордова, а потом Гранада – поражали воображение всех посетивших эти города людей. Наивысшего расцвета достигли исламская религия, образование, культура, поэзия, искусство и архитектура, правоведение. К числу выдающихся достижений мусульманского зодчества относится и дворец-крепость Альгамбра в Гранаде.
До прихода на Иберийский полу¬остров мусульман на месте современной Гранады существовало три отдельных поселения: Эльвира, Кастилия и Гарната. Два первых скоро слились в один – Мадинат-Ильбира, в то время как район старого поселения стал называться Калат-Гарната, откуда и произошло современное название города, который стал центром арабских владений на юго-востоке Иберийского полуострова. К 1013 году, уже после распада Кордовского халифата, этот город назывался Гранада, и он стал столицей самостоятельного княжества.
В дальнейшем крепость несколько раз перестраивали и расширяли, и в XI веке, когда Зириды превратили холм Альбайсин в свою резиденцию и обнесли город стенами, замок Альгамбра превратился в самую мощную крепость в Гранаде, находившуюся за крепостными стенами.
По словам знаменитого специалиста по арабской культуре Э.Гарсии Гомеса (Emilio Garcia Gomez), «Альгамбра – это не просто самый прекрасный, это лучше всего сохранившийся и самый древний из древних арабских дворцов, дошедших до нас во всем мире!» Одна из народных легенд гласит, что многие песни Андалузии навеяны Альгамброй. Особенностью Альгамбры является то, что кружево орнаментов выполнено из стука – дешевых материалов.
Дворцы представителей династии Насридов представляют три самостоятельных монументальных комплекса: Мексуар (Patiodel Mexuar) – для органов юстиции, Дворец Комарес (Palaciodelos Comares) – резиденция правителя и Дворец львов (Palaciodelos Leones) – помещения вокруг знаменитого Львиного дворика (Patiodelos Leones) с 12 каменными львами вокруг фонтана. Львиный дворик – покои властителя.
В этом дворике проходила личная жизнь правителей Гранады. Сооружение воздвигли во второй половине XIV века. По своему строению дворик причисляется к типу мусульманского сада «чорбак», т.е. «четыре сада». Это такой тип сада, который имеет прямоугольную форму и разделен на четыре одинаковые части двумя перекрещивающимися в центре небольшими каналами.
Границы сада обозначены четырьмя апельсиновыми деревьями. А в самом центре находится фонтан в виде чаши, поддерживаемый двенадцатью скульптурами львов. Он окружен фигурами этих животных, что не соответствует канонам ислама, согласно которым запрещено изображение живых существ. Эти фигуры сделаны из особого вида мрамора и расставлены как лучи десятиконечной звезды. Почему же львов именно двенадцать? Как гласит легенда, двенадцать львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом эмиру Мухаммаду V аль-Гани поведал его визирь Ибн Нагрелла, еврей по происхождению. Однако некоторые исследователи считают, что львы у фонтана появились только в XVI веке (после падения Гранады). Сбегавшая по склонам хребта Сьерра-Невада вода насыщала фонтаны и ручьи Альгамбры, давая жизнь ее цветущим садам. На фонтане в Львином дворике выбиты слова: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор». Главная особенность этого дворика – изящные колонны и арки. Дворик, выложенный мрамором, окружает изящная каменная аркада в 124 колонны из белоснежного мрамора. Львиный и миртовый дворики по праву считаются непревзойденными шедеврами поздней поры мавританского (испано-арабского) зодчества.
В 1492 году, в год открытия Америки Христофором Колумбом, произошло и другое эпохальное событие – падение Гранады. Реконкиста была завершена, и на территории современной Испании исчез последний маленький островок мусульманского Востока.
Великолепие Альгамбры производило сильное впечатление на испанских королей. Так, Фердинанд Арагонский издал указ о сохранении «столь великолепного сооружения». Даже попытки перестройки дворца-крепости не превратили Альгамбру в христианскую столицу, и вот уже на протяжении многих веков прославленная жемчужина по-прежнему полна восточного очарования.
Но все же время и эпохальные события не пощадили это чудо света. Много лет ушло на обсуждение с наследниками необходимости реставрации памятника средневекового искусства, подготовку к реставрации. Львиный дворик был закрыт в конце ХХ века.
Провели реставрационные работы, в том числе восстановили гидравлические системы, которые поставляли воду в фонтан. А совсем недавно прошла реконструкция «кошек» Альгамбры (2002–2010 гг.), в ходе которой, например, установили, что вес львов неодинаков: он колеб¬лется от 250 до 300 кг. Была устроена выставка львов в подземной часовне Дворца Карлоса V.
Вашингтон Ирвинг. «Альгамбра» / глава «Путешествие»:
"Мавританский сводчатый проход вывел нас в знаменитый Львиный дворик. Эта часть строения полнее всего напоминает о его былой красе, ибо наименее пострадала от времени.
В центре двора – воспетый и прославленный фонтан. Алебастровые водостоки по-прежнему точат бриллиантовые капли; двенадцать львов, которые их поддерживают и дают имя двору, источают хрустальные струи, как во времена Боабдила. Впрочем, львы напрасно столь прославлены: изваяны они кое-как, видимо, руками какого-нибудь пленника-христианина. Дворик устилают цветы – вместо древнего и подобающего мраморного покрытия. Эта перемена в дурном вкусе была произведена французами, завладевшими Гранадой. По четырем сторонам дворика – легкие арабские аркады, ажурная филигрань поверх беломраморных колонн, когда-то, вероятно, позолоченных. Архитектура, как и вообще внутри дворца, скорее изысканная, нежели великолепная: она свидетельствует об утонченном вкусе и расположении к праздным утехам. Глядя на грациозные колоннады и, по видимости, хрупкие настенные узоры, трудно поверить, что над ними промчались столетия, что они претерпели землетрясения и войны, что их пощадили неспешные и тем более пагубные старания расхитителей-путешественников: почти что и нечего дивиться народному преданию про хранительное заклятье".