Найти тему
А.Тонин

Джон Болтон не «потянул» на посту советника по нацбезопасности

Президент США Дональд Трамп уволил советника по нацбезопасности Джона Болтона и прямо написал в своём твитере, что был «категорически не согласен со многими из его предложений, как и другие сотрудники администрации».

Для традиции американской управляющей верхушки это слишком сильная и необычная оценка, поскольку введенная еще президентом Кеннеди должность советника по нацбезопасности с тех пор занимала особое место в иерархии Белого дома. Часто этот пост оказывался куда более значимым и влиятельным, нежели позиция Госсекретаря.

Советнику президент доверял штучные, наиболее важные, ответственные и часто инициированные им самим международные дела. Госдеп же занимался дипломатической рутиной. Соответственно, на месте советника всегда было лицо, пользовавшееся не только полным доверием президента, но и действовавшее с главой государства на одной волне и имевшее с ним высокую степень взаимопонимания.

Но в случае с Болтоном, что называется, «коса нашла на камень». Трамп очень непростой человек для работы с ним, ему трудно угодить, а тем более под него подстроиться. Поэтому найти идеально подходящего ему советника по нацбезопасности трудно, а может и вообще невозможно.

Скорее всего, Трамп к этому и не стремился, а просто исходил из текущей кадровой надобности. Ведь президент назначил Болтона на пост советника по нацбезопасности в конце марта 2018 года. И уже через месяц глава Белого дома отказался от сделки с Ираном, выполнив своё предвыборное обещание. То есть, Болтона он взял в основном на решение вопросов иранской сделки как специалиста по этой стране да еще априори негативно настроенного к ней.

Но Болтон «перегнул палку» и настаивал на более решительных и жестких мерах в отношении Ирана. Вплоть до того, что открыто призывал вообще к смене там власти. Очевидным подтверждением несогласия между ним и его боссом также стал инцидент со сбитым в июне американским беспилотником. Тогда Трамп заявил, что произошедшее могло быть непреднамеренной ошибкой Ирана, в то время как Болтон безоговорочно обвинял Багдад.

Да и ранее отмечались их противоречия по другим аспектам внешней политики. Последним примером стала совместная позиция Болтона и вице-президента США Майка Пенса против намерения Трампа провести переговоры между движением "Талибан" и президентом Афганистана Ашрафом Гани в Кэмд-Дэвиде.

Короче, Болтон оказался резковат и упрям для Трампа, и желаемой «химии» в их тандеме так и не сложилось. Количество трений наконец перешло в качество и вылилось в решение Трампа по судьбе Болтона. Теперь впереди другие внешнеполитические задумки президента США и под них – новый советник по нацбезопасности…