Найти тему
Pro Business Lab

Сопротивление клиента: 5 неочевидных поводов

Тандем клиента и консультанта уникален. Бывают идентичные запросы, но не бывает абсолютно похожих клиентов. И это один из поводов считать работу с людьми – увлекательным делом. Консультанты (коучи, психологи) на сессиях нередко сталкиваются с сопротивлением. В зависимости от профессионального мировоззрения, парадигмы в которой работает специалист, сопротивлению находится различное применение. Его относят к защитным реакциям, к своеобразной красной кнопке, которую непременно нужно нажать для достижения целей клиента (его ли?), либо сопротивление уважают и воспринимают как сигнал к тому, что нужно искать другие акценты в работе. Последней точки зрения придерживается процесс-ориентированная психология.

Неочевидные поводы для сопротивления:

  • Контекст проблемы шире, чем об этом говорит клиент (например, консультант считает, что клиент обесценивает, сопротивляется из принципа «не соглашусь» на деле оказывается, что клиент работает в специфической корпоративной культуре и дома он может решать конфликты конструктивно, а на работе нет). Клиент не доверяет компетентности психолога или life-коуча в запросах относительно работы.
  • Клиенту привычнее критиковать, чем выходить в мета-позицию. Не всегда за внутренней фигурой критика стоит деструктивная установка. Иногда у клиента нет доступа к другой модели поведения. Например, не манипулировать в переговорах, а использовать принцип win-win.
  • Предмет исследования – проблема – имеет сверхзначимость. И это не обязательно травматичный опыт. Здесь могут переплетаться очень разные сферы жизни и отношений, незаметные сразу. Бывает, что создать успешную производственную компанию – не призрачная жажда максимальной власти, а глубокая потребность реализовать династическую профессию и получить сатисфакцию после раскулачивания.
  • Клиенту нужна власть. Да, просто и банально. И сопротивление работать (шаг вперед – два назад) – один из самых простых способов манипулировать консультантом.

Технология Process Work работает экологично для обеих сторон, при этом позволяет продуктивно достигать целей консультаций, прорабатывая необходимые для этого вопросы и проблемы. Она использует понятие край (ограничивающая установка) для работы в различных сферах жизни. И она дает консультанту тонкие инструменты, знания, чтобы замечать и исследовать едва заметные проявления в проприоцептивном или ином канале восприятия клиента.

Автор: Кира Церковская