Баунти-кампания – это задания для сообщества, за выполнение которых участники получают вознаграждение в виде токенов проекта. Как было упомянуто ранее BDM Swace Russia Владимиром, токен на стадии разработки проекта “не более, чем фантик”. Он приобретает реальную ценность с реализацией функционала проекта, доступ к которому и обеспечивает внутренняя валюта. Владимир попытался представить своё видение работы баунти-кампании с разных точек зрения.
Со стороны продукта:
Большинство баунти-кампаний проводятся проектами на стадии развития, когда рыночная стоимость токенов отсутствует или носит исключительно спекулятивный характер.
Оплата токенами - это получение услуг "в долг" за счет уменьшения будущей капитализации проекта. Проекту выгодно использовать свои токены в качестве средства расчета за полученные услуги - это экономия фиатных средств. Однако это увеличение предложения токена на рынке (ведь исполнителю нужен фиат и он продает токен). Проведение баунти-кампании – такая же покупка услуги, только от физических лиц. В случае листинга токена до запуска проекта ликвидность не высока, а все кто выполнял для проекта услуги “в долг” стараются получить свою плату продавая токен, однако на данной стадии спрос очень низок (нет естественного спроса, вызванного функционалом проекта), что вызывает сильное снижение рыночной стоимости.
При всём кажущемся негативе, компания должна оценивать потенциальную пользу проекту от приобретаемых услуг (будь то работа с юридическим лицом или какие-то маленькие задачи для физлиц). Капитализация проекта, в основе которого лежит токен, рассчитывается как общая стоимость токенов. Она в свою очередь, формируется, исходя из спроса на функционал, доступ к которому обеспечивает данный токен. Я сейчас говорю о любом продукте с токенизированными процессами. Отсюда следует, что каждая покупка в долг из капитализации проекта должна быть нацелена на реализацию и улучшение функционала, или обеспечения спроса на него (маркетинг и сбор пользовательской базы), а её эффективность - расцениваться только в этом ключе.
Со стороны баунтистов:
Что же привлекает участников баунти-кампаний, если лишь небольшая их часть доходит до листинга и создания хоть какой-то рыночной стоимости токена? Сумма потенциальной стоимости токенов, которые они получают в оплату. Проекты предлагают от $10 до $100 за простейшие действия: вступить в группы в социальных сетях, создать в них активность (просьба задавать вопросы о деталях проекта). Награда за такие задачи, как перевод Whitepaper на разные языки или создание обзоров продукта, измеряются несколькими тысячами долларов. Это явно завышенная стоимость услуг для обычного рынка.
В эту стоимость уже заложен риск неудачи проекта с потерей всей стоимости токена, а точнее - её непоявления. В связи с этим большая часть участников баунти-программ продаёт токены при первой же возможности, то есть при первых листингах токена на биржах. Для стабилизации дохода от участия в баунти-программах баунтисты участвуют в множестве кампаний от разных проектов сразу, что сказывается на качестве выполняемых работ. Возникает интересная ситуация – чем лучше каждый участник выполняет задачи, тем больше вероятность успешного развития проекта и формирования целевой стоимости токена. Чем хуже и формальнее каждый участник выполняет задачи баунти-кампании, тем ниже эта вероятность. Видя существующую тенденцию, можем прийти к выводу, что либо участники компаний не понимают, что их действия влияют на их вознаграждение, либо участвуют везде, ничего не отдавая и надеясь, что какая то часть проектов будет успешной (таким образом, хотят получить прибыль за счет работы других).
Мне всё же хочется верить, что участники баунти всего лишь не до конца понимают важность их задач, поэтому здесь же я рассмотрю основные примеры заданий, которые выполняются неверно, и объясню, что они дают проекту. Нужно уточнить, что я здесь не рассматриваю скам-проекты, изначальной целью которых является лишь создание видимости работы.
Распространённые ошибки:
1) Вступление в соцсети и активность в чатах. Конечно, проекту на старте нужны показатели сообщества, но только для того, чтобы было легче вступать другим участникам. Небольшой эффект стадного сознания. Если проект меня (пользователя) заинтересовал, то я с большей охотой вступлю в группу, где 500 человек, чем в группу с 10 людьми. Но это только часть процесса. Требование активности в этих группах имеет схожую цель. Нового человека ещё нужно «разговорить», чем-то зацепить и заинтересовать. Компания просит Вас задавать вопросы именно с этой целью. Вы спрашиваете то, что, возможно, хотел спросить кто-то ещё, но по каким-то причинам этого не делал (как ни странно, для этого бывает множество причин). Искусственные похвалы проекту не нужны – нужна активность.
2) Перевод WhitePaper. Достаточно высокооплачиваемая задача даже для рынка токенизированных проектов, однако зачастую выполняется формально, без углубления в детали проекта (случаи онлайн переводчиков не рассматриваю вообще, т.к. это относится к созданию видимости работы). Качественный перевод WP важен. Whitepaper (WP) – это документ, который читают будущие инвесторы и партнеры проекта. Вы бы сами стали читать документ, который переведён машиной? А каждый новый партнер и инвестор – это улучшение проекта.
3) Обзоры проектов. Чаще всего «человек на экране» попросту читает Whitepaper слово в слово. Это не обзор продукта, а чтение вслух для слепых. Проект заказывает обзоры, чтобы вы описали продукт своей аудитории. Своими словами. Это привлечение сообщества: пользователей, партнеров, инвесторов. Но задумайтесь, что вы делаете: Ваша аудитория с Вами, потому что ей нравится, как Вы о чем-то рассказываете. Ваш стиль, а не стиль автора Whitepaper. Делая обзор не в своем стиле, вы не только снижаете его эффективность, но и отталкиваете своих подписчиков. Действия на грани абсурда.
В заключение:
Можно привести ещё и другие примеры, но это общая проблема. Исполнители безответственно подходят к выполнению задач, а ведь баунти-кампания это Win-To-Win процесс. Если вы плохо выполняете задачи, они не приносят пользы проекту, значит он не развивается, и полученные вами токены ничего не стоят. Подходите к задачам разумно, старайтесь выполнять их качественно, думайте о целях. Это позволит стать вам частью проекта, создавать его вместе с командой и получать заслуженную награду в виде токенов, обладающих рыночной капитализацией на целевом уровне.
Я призываю каждую сторону процесса к качественному подходу.
Проекты – как следует планировать баунти-кампании и стоимость вознаграждения, чтобы выполненные задания приносили реальную пользу.
Участников баунти-кампаний – отказаться от формального исполнения задач, а думать о целях и стараться выполнить задачу как можно лучше. Не хватайтесь за каждую баунти-программу, а выбирайте стоящие проекты. Ведь вы тоже в некотором роде инвесторы: вы инвестируете в проект свое время, фиксируя обещания проекта в полученных токенах, которые позднее приобретут стоимость, равную ценности готового продукта. Старайтесь брать качеством, а не количеством. Тогда вы получите дополнительную пользу для себя в виде компетенции и нового опыта.
Если Вам понравился этот пост, подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить, и следите за обновлениями: