Найти в Дзене
МамаПапаДетки

Как самим научить ребенка играть в шахматы

Родители по отношению к шахматам обычно занимают одну из двух позиций: я умею играть и научу ребенка, я не умею играть и не собираюсь мучать ребенка этой заумью. Изредка встречается вариант «я не осилил, так пусть хоть ребенок сможет». В любом случае, если вы решили обучать ребенка шахматам, встает вопрос, как это сделать самостоятельно, ведь обилие фигур и вариантов их передвижений легко сбивают с толку даже начинающих взрослых. Что уж говорить о детях, которым еще трудно надолго сосредоточиться, которые легко отвлекаются, да и даже сам смысл игры понять им сложно. Один из худших вариантов, когда родитель бегло рассказывает, как ходят фигуры (притом сразу все), что главная задача – напасть на короля, чтобы он не мог убежать, и что белые ходят первыми. Потом на доске расставляются фигуры, родитель, конечно же, дает ребенку фору – позволяет играть белыми, и радостно говорит: «ну, ходи!». И вот тут начинается борьба. В основном борьба родителя со своим раздражением. Потому что ребено

Родители по отношению к шахматам обычно занимают одну из двух позиций: я умею играть и научу ребенка, я не умею играть и не собираюсь мучать ребенка этой заумью. Изредка встречается вариант «я не осилил, так пусть хоть ребенок сможет».

В любом случае, если вы решили обучать ребенка шахматам, встает вопрос, как это сделать самостоятельно, ведь обилие фигур и вариантов их передвижений легко сбивают с толку даже начинающих взрослых. Что уж говорить о детях, которым еще трудно надолго сосредоточиться, которые легко отвлекаются, да и даже сам смысл игры понять им сложно.

Один из худших вариантов, когда родитель бегло рассказывает, как ходят фигуры (притом сразу все), что главная задача – напасть на короля, чтобы он не мог убежать, и что белые ходят первыми. Потом на доске расставляются фигуры, родитель, конечно же, дает ребенку фору – позволяет играть белыми, и радостно говорит: «ну, ходи!».

И вот тут начинается борьба. В основном борьба родителя со своим раздражением. Потому что ребенок, естественно, уже забыл, что и как ходит. К тому же ему не объяснили, как берут (едят:) фигуры в шахматах, и он это пытается делать по-шашечному. Еще периодически он просто зависает, рассматривая множество необычных фигурок (да играй уже, хватит разглядывать, ладья как ладья, что интересного, поставь на место!), испытывая их аэродинамические свойства (учти, потеряешь фигуру, я с тобой играть больше не сяду!) и параллельно придумывая историю, как пешка поскакала на коне (прекрати это баловство немедленно!!!).

Дальше родитель пытается играть сам с собой, делая ходы за себя и за ребенка, приговаривая: «Вот видишь, если я вот так, то ты вот так, и тогда… а, нет, лучше так». Потом он устает и укладывает шахматы в дальний ящик шкафа в ожидании момента, когда у ребенка отрастет специальный шахматный кусок мозга.

Дабы не повторять сотни раз повторенные другими родителями ошибки, давайте разберемся, как начинать учить ребенка шахматам с нуля.

1. Начинать можно уже с 4-5 лет. Но понимать, что это ребенок, и он не будет действовать так, как взрослый игрок. Он только познает мир и пробует его разные грани и вкусы, и то же самое он будет делать с шахматами, поэтому не настраивайтесь в ближайшее время разбирать шахматные этюды и искать изящные решения.

2. Для начала расскажите об истории возникновения шахмат, о загадочной Индии, о короле, которого все защищают, но сам он мало что может сделать, о хитром его советнике – визире (ферзе), который как раз может очень многое, о ладьях, символизирующих осадные башни, с помощью которых можно было захватить даже самые укрепленные крепости. О пешках - простых воинах, действия которых могут привести к победе. К тому же пешка, добравшись до противоположного края доски, может стать любой фигурой, а это даже может быть темой отдельного разговора.

Таким образом, подход к началу занятий может растянуться на несколько бесед, в течение которых вы будете рассказывать, вместе рассматривать фигуры, возможно играть даже ими как игрушками.

3. И вот, наконец, вы поставили доску. Рассмотрите доску, посчитайте клетки, укажите на закономерности, на горизонтали и вертикали.

4. Расставьте все фигуры так, как они должны стоять в начальном положении. Обсудите, кто рядом с кем стоит, почему такая расстановка.

5. Теперь уберите с доски все свои фигуры, кроме короля, а ребенку оставьте только ладьи и короля (короли всегда должны быть на доске). Начинайте с парных дальнобойных фигур. Это поможет ребенку быстрее сориентироваться на игровом поле.

6. Покажите, как выглядит шах. Покажите, как выглядит мат.

7. Пусть теперь ребенок ходит ладьями, а вы – королем. Потом попросите, чтобы он постарался каждым ходом ставить вам шах. Потом расставьте несколько своих фигур так, чтобы ребенок мог каждым ходом съедать по фигуре. Пусть съест их все J

8. Убирайте ладей, переходите к слонам. Поначалу ребенок может съезжать с диагонали, объясните, что белопольный слон не может стать чернопольным, и наоборот, что всегда надо себя проверять.

9. Далее покажите, как ходят и бьют пешки. Оставьте на поле только пешек и королей. Устройте битву пешками.

10. Следующая фигура – конь. Ставьте его в середину поля и показывайте все возможные его ходы. Потом пусть это повторит ребенок. Потом пусть он постарается с одного края доски допрыгать до вашего короля и поставить ему шах. Когда ходы коня будут усвоены, можете ставить коня в центр поля, а вокруг вплотную к нему расставлять все фигуры другого цвета. И пусть ребенок постарается с каждым ходом брать фигуру.

11. Логика изучения ходов ферзя – как и в предыдущих пунктах.

12. После того, как будут изучены все фигуры, можете начинать игру. Но, например, не всеми сразу фигурами, а оставив себе, например, только короля, или короля и несколько пешек, а ребенку короля, ладьи и пешки. Или короля и все тяжелые фигуры.

Помните, что для каждого пункта, со 2 по 12, понадобится несколько занятий, с одного-двух-трех раз, тем более если занятия будут не регулярными, ребенок не сможет твердо усвоить материал, и добавление новых фигур только приведет к путанице. Будьте терпеливы. Тут очень подходит поговорка «Тише едешь – дальше будешь».

Постепенно ребенок придет к игре всеми фигурами, и будете увеличивать арсенал своих фигур. И через некоторое время сможете устраивать настоящие домашние турниры.

Удачи будущим шахматистам и их родителям!