В 2003 году автор бессмертной классики итальянского кино - фильмов «Конформист» (1970) и «Последнее танго в Париже» (1972) Бернардо Бертолуччи выпустил неоднозначную романтическую драму «Мечтатели», рассказывающую о настоящей, неконтролируемой свободе.
Париж. 1968 год. Главные герои - брат и сестра Тео и Изабелл живут в своем маленьком замкнутом мире. Они ходят в университет, состоят в клубе любителей кино, немного общаются со сверстниками, но никого не посвящают в тайну своих отношений, ни с кем не перебрасываются лишним словом. Однажды они знакомятся с американским студентом Мэттью, который, кажется, понимает их, кажется, готов стать частью семьи. Он приходит к ним в гости и, узнав, что родители Тео и Изабелл уезжают на пару недель в деревню, остается жить в их квартире. Родство душ стремительно крепчает, и вскоре герои уже понимают, что не нуждаются в одежде и других условностях мира.
Принято считать, что главное достоинство «Мечтателей» заключено в огромном количестве отсылок и перекличек с классическим голливудским и европейским кино. Но это неверно. Цитирование - применено только для того, чтобы придать фильму уникальную, неповторимую форму. Бертолуччи купил 50 старых будильников, раскрутил их на детали, и из пружин и шестеренок собрал автомобиль. Соответственно, фильм хоть и пропитан любовью и уважением к кино, посвящен вовсе не ему, а более широкому и важному явлению - свободе.
Все три персонажа молоды, но все трое понимают, мир вокруг не готов принять абсолютную свободу (Тео и Изабелл знают это с первого кадра, а Мэттью учится этому всю первую половину фильма). Они не стесняются своих тел, спят все вместе, в маленьком шалаше из занавесок, экспериментируют с любовью, дымят и шумят, даже не выходя на балкон. Они выбираются на улицу, чтобы взглянуть на фальшивую, ограниченную взрослую жизнь, но понимают, что им с ней не справиться. И только, когда начинается главная культурная революция XX века, мечтатели видят со своего балкона других таких же мечтателей, вооруженных палками и кирпичами, сооружающих баррикады, страдающих от слезоточивого газа за свободу, они выбегают к ним, сливаются с безумной толпой. Ключевой кадр - коктейль Молотова, летящий в полицейскую маску. Подобно Виктору Гюго, ликовавшему над поверженными гвардейцами короля в 1830-м, Бертолуччи ликует над голубой линией - порванной и затоптанной в 1968-м.
Уже не первый год критики пишут, трое героев в мечтателях - это три разные черты характера Бертолуччи. Вероятно, это так. Уже не первый год зрители заявляют, что это кино о подростках, которые не поняли жизнь и наделали глупостей. Вероятно. Но разве молодость не самое замечательное время? Разве не прекрасны искренние юношеские заблуждения? Разве не заслуживают уважения и увековечения храбрецы с красными флагами? Заслуживают. После каждого просмотра «Мечтателей» хочется благодарить Бертоллуччи, за то что он, будучи классиком, не побоялся быть неоднозначным.