В конце лета, когда в законный отпуск депутаты и члены всяческих палат могут позволить себе понежиться на ласковом солнышке, вдруг всполошились, устраивая круглые столы, как будто нельзя этим заняться в положенное время. Будто бы взволновавших их проблем и не было никогда в государстве российском, будто впервые они явили человеконенавистнический лик.
Короче, друг за другом сначала Общественная палата, а за ней Государственная дума устроили круглые столы для заслушивания претензий членов Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» по приобретению больными ЗНО лекарственных средств за собственный счёт. Ассоциация «Здравствуй» к ответу подготовилась заблаговременно, опросив 786 пациентов о личных затратах на льготные и обещаемые государством противоопухолевые препараты.
Голосом пациентов стала член Общественного совета по доступности медпомощи при Минздраве РФ Ирина Боровова. Как выяснилось, большинство отдают на лекарства до 10 тысяч, но иногда может потребоваться и не более 800 рублей и даже миллион, но редко. Каждый второй пациент сознался, что покупал себе для химиотерапии лекарства, а 13% вынуждены были даже доставать не зарегистрированные в РФ.
Абсурдность ситуации заметил единоросс и член профильного комитета Госдумы Борис Менделевич: производители уходят с нашего рынка и люди вынуждены приобретать лекарства в интернете, при этом существует целых 4 (!) списка льготных ЛС. Кстати, только четверть онкобольных знакома и надеется на госгарантии, остальные спокойно идут в аптеку с бумажкой, на которой написано название цитостатика, и втрое чаще пишут письма в Ассоциацию «Здравствуй».
На том же слушании в ОП начальник департамента ФОМС Ольга Царёва докладывала, что на противоопухолевые лекарства не удалось потратить запланированные 117 млрд, закупили всего на три четверти выделенной суммы. Тормозят торги в регионах, когда государство дополнительно выделило 70 млрд рублей, половину от прошлогоднего норматива. Список пополнился дюжиной препаратов, с 425 до 1 046 увеличили список схем химиотерапии, а торги всё равно указали онкологам и их пациентам «на дверь».
И дело не в отсутствии финансирования, про что плачутся местечковые начальники, ФФОМС считает, это «связано с провалом работы на местах». Проводник решений государства в массы больных – ФФОМС установил норматив затрат на «единицу объема профильной медицинской помощи» в стационаре в 76 708 рублей, амбулаторно – 70 586 рублей. Так что нет необходимости тратить личные 800 рублей на цитостатик, когда всё есть в избытке и больше того, что было выделено за весь 2018 год.
Вот что это значит: когда деньги есть, но потратить не получается? Может, зря Минздрав экипирует в онкологические отделения страны «мультидисциплинарные бригады», которым наскоком надлежит улучшать работу онкологов? Может, эти бригады заслать в министерства и департаменты, чтобы чиновник чиновнику объяснил, как надо работать?