Сегодня увидеть действующую троллейбусную систему в средней Азии - очень большая редкость. Города, в которых этот вид электротранспорта в сорокоградусную жару перевозит горожан по бульварам и проспектам - можно пересчитать по пальцам. Однако, было время, когда практически в каждом крупном городе Казахской, Киргизской, Узбекской и Таджикской ССР создавались троллейбусные системы.
В Средней Азии они были распространены больше, чем трамваи. А сегодня остались, в основном, только в бывших столицах, и то не везде.
В Таджикистане в период развитого социализма существовало две троллейбусные системы. Одна в Душанбе, а другая - в Ленинабаде. Сегодня осталась только одна - в столице, а Ленинабадская прекратила свое существование в 2010 году.
Троллейбусное движение в Ленинабаде было открыто в 1970 году.
Все дело в том, что в 1960-е годы в городе активно развернулось массовое жилищное строительство, и нужны были новые линии общественного транспорта, чтобы связать новые микрорайоны на левом берегу Сырдарьи с историческим центром.
Уникальность ленинабадского троллейбуса была в том, что он являлся междугородним и соединял сразу три города - сам Ленинабад, а также соседние Гафуров и Чкаловск.
В 1980-е годы троллейбус в Ленинабаде бодро шагал по городу и за его пределы. Линии прошли к новым 8 и 12 микрорайонам, на Панчшанбе, заводу "Торгмаш" (мкр. Пахтакор).
В основном, по городу колесили энгельсовские ЗиУ-9, и с развалом СССР их перестали сюда поставлять.
В 1990-е система троллейбусного движения в Ленинабаде, переименованном в Худжанд, стала приходить в упадок.
Однако, были и позитивные сдвиги - ведь именно в 1998 году троллейбусная линия дошла до Гафурова.
Но развал начался в троллейбусном депо в самом Худжанде. Небольшую поддержку по ремонту оказывал Чкаловский авиаремонтный завод.
Золотое время ленинабадского троллейбуса прошло, и уже в 2000-е годы многие исправные машины оказались на свалке. Выход из строя тяговой подстанции в 2010 году окончательно добил худжандскую троллейбусную систему.
Была надежда на восстановление тяговой подстанции, но потом здесь было организовано производство кирпичей, а в 2013 году мэрия закрыла этот вид транспорта в городе.
Приезжай в Таджикистан и подписывайся на канал "Первый путешествующий", чтобы не пропустить новые интересные направления для путешествий.