Медаль за нестандартный ход.
В годы войны мой родственник обычный деревенский тракторист попал в ремонтно-эвакуационную бригаду. Уже после войны продолжил работать в родном колхозе бригадиром тракторной бригады. Рассказывал очень много интересных случаев произошедших с ним в тяжелые годы войны. Еще ребенком запомнил его рассказ, поэтому привожу его как я его запомнил. Его уже давно нет в живых, а рассказы его помню очень хорошо.
В 1941 году под Витебском командование отдало приказ о контр-ударе для того чтобы зайти немцам во фланг, на их участке фронта возле деревеньки название которой я не запомнил, несколько танков КВ-1 попали на луговину и застряли. Все попытки их вытащить заканчивались безрезультатно. Сцепленные тросами два танка и трактор, не могли вытащить застрявшие машины, под гусеницы кидали деревья, однако результата это не принесло. Немцы начали обстреливать данный участок, существовала большая вероятность захвата данных машин противником. В таком случае экипажи были обязаны взорвать свои полностью исправные машины. Что они и собирались сделать. Немцы начали минометный обстрел. Время шло на минуты.
Однако по словам родственника он предложил интересный способ буксировки, который применяли на тракторах в колхозной МТС. Выглядело все так: боком к застрявшему танку, поставили трактор (как упор), далее задом к трактору вплотную подъехал танк, у танка расцепили звенья одной гусеницы, а на ведущую звездочку (передняя называется ленивец, а как задняя не знаю, возможно фрикцион) прикрепили трос. Механик водитель включил первую передачу, и трос наматываясь на ведущую звездочку (фрикцион) стал как лебедка тащить застрявший танк. Трактор стоя на месте гусеницами, сдвинулся, сгреб землю и дальше стоял и не давал сдвинутся назад танку с тросом на ведущей звездочке. Таким образом легко под обстрелом вытащили всю технику. За это по его словам его представили к медали.
Почему вспомнил этот случай. В компании уже в настоящее время попался офицер-танкист, которому я рассказал про этот случай. Он сказал, что это возможно. А также то, что в танковом училище про такой способ буксировки им ничего не рассказывали.