(Sabotage, 1996, Канада)
Малоизвестный, но не самый плохой снайперский боевик, снятый столь же малоизвестным, но и по сей день клепающим "B movie" и телесериалы, Тибором Такачем. Вдобавок - с популярнейшим в 90-е экшен-актёром Марком Дакаскосом в роли крутого смотрителя в оптический прицел и нажимателя на винтовочный спуск.
Также "Саботаж", пожалуй, одна из лучших картин Кэрри-Энн Мосс её "доматричного" периода. И здесь она ещё не латексно-гламурная воительница, а обычная женщина со своими слабостями и страхами, даром что работает спецагентом ФБР. И, конечно, как не упомянуть давно ушедшего с актерской передовой, чернокожего крепыша Тони Тодда! Который сыграл в тот год две почти одинаковые роли беспринципных "военных" мерзавцев и убийц - здесь и в "Скале" Майкла Бэя.
Понятно, что гордиться своим бюджетиком в 5 млн. $ "Саботаж" не может. Однако дешевой любительщиной его тоже не назовешь. Всё в нём сработано пусть скромно, но на совесть, даже модный в те годы спецэффект - летящая в слоу-мо снайперская пуля, - и он не забыт. Как и тот факт, что Марк Дакаскос прежде всего актёр-мордобоец, а лишь потом стрелок, так что дежурная рукопашная сцена для него нашлась. Которые, кстати, Такач снимает заметно хуже перестрелок. Вот почему он и налегает на последние, не давая своим героям распускать руки, когда у тех в руках огнестрельное оружие.
Начало "Саботажа" напоминает завязку другого снайпер-боевика, вышедшего 11 годами позже - "Стрелка" Антуана Фукуа. Местного главгероя, снайпера "морских котиков" Бишопа (Дакаскос) тоже предаёт собственное продажное командование и тоже аккурат на боевой операции, только в Боснии. И даже пытается его грохнуть, чтобы он, такой-сякой, нигде "не калякал о делах наших скорбных".
Только Бишоп оказался дюже везуч и живуч. Словив в упор семь пуль и угодив во взрыв, он дотерпел-таки до госпиталя и не скопытился по дороге. А когда очухался, то не стал никого искать и мстить, а пошёл и сменил работу убийцы на спасителя человеческих жизней. То есть со снайпера - на телохранителя жирненьких бизнесменов.
Воистину святой человек, что ещё о нём сказать!
Но не всё коту масленица, а снайперу безветренная погода. Не прошла и неделя, как Бишоп влился в дружный телохранительный коллектив, а его клиентов вдруг упс! - и замочили! И, конечно, это сделал какой-то неведомый снайпер-ас. И, конечно, ФБР в лице симпатичной агентши Луис (Мосс) начало подозревать Бишопа если не в самих убийствах - тут у него имелось алиби, - то в пособничестве дальнобойному киллеру.
А что, стальная логика: вы же знаете этих снайперов в отставке! Они, негодники, всегда найдут повод сбиться в ОПГ и даже чипсы в "Пятерочке", и те пойдут воровать сообща, а не в одиночку!
Однако после того, как безработный телохранитель спас-таки свою первую жизнь - жизнь самой Луис, - та чуток прониклась к нему доверием. Особенно, когда перестала доверять своему начальству - как-то быстренько оно замяло это дело, хотя странностей в нём оставалось ещё выше небоскрёбной крыши.
Впрочем, на Бишопа фэбээровские запреты не распространялись. И вскоре они с Луис замутили своё расследование. Незаконное, зато гораздо более эффективное. И, естественно, рискованное, ведь с самого начала фильма нам дают понять: те, кто недострелил и недовзорвал Бишопа в Боснии, снова взялись куролесить, только уже в собственном отечестве. И снова ситуёвина обернулась так, что пронырливый снайпер оказался у своих тогдашних недоубийц на линии огня...
***
В общем, если дать "Саботажу" лёгкую поблажку на возраст, то он и теперь смотрится под настроение очень даже неплохо. Тем более учитывая, что "снайперские" боевики и в 90-е выходили нечасто, а нынче на их прилавке и вовсе шаром покати. Поэтому зачем катать по нему этот шар - лучше уж взять и пересмотреть что-нибудь старенькое да удаленькое. Или классического "Снайпера", или вот "Саботаж", который по большому счёту ничуть его не хуже.