Найти в Дзене
джазовые пластинки

Лейблы / Prestige и зачем он шумит

Оглавление

Семьдесят лет назад одним январским днем была сделана первая запись лейбла Prestige, позже выпущенная на десятидюймовке PRLP 101 Lennie Tristano Quintet. В том же году появилась и первая пластинка - под номером NJ 800 расположились две композиции в исполнении группы Терри Гиббса, еще на шеллачной пластинке на 78 оборотов.

Боб Вайнсток, основавший лейбл в возрасте двадцати лет с юного возраста начал увлекаться пластинками - еще подростком он устроил магазин на дому, давая объявления о продаже пластинок в журнал Record Changer, а чуть позже и вовсе снял уголок в заметном Jazz Record Center на 47-й улице Нью-Йорка. Барабанщик Кенни Кларк нередко заходил к нему за пластинками и может именно он и натолкнул Вайнстока на идею создать джазовый лейбл, в свою очередь познакомив будущего продюсера со многими музыкантами Prestige, например Телониусом Монком.

Захваченный би-боп революцией 40-х он дал своему начинанию крайне уместное название New Jazz - ведущие молодые музыканты Нью-Йорка мгновенно оказались у него на лейбле. Среди первых выпущенных записей квинтеты Ли Конитца и Ленни Тристано, бенды включавщие в себя выдающихся куловых и боп стилистов вроде Стэна Гетца, Сонни Роллинза и Ворделла Грея. В том же 49-м Вайнсток открывает новое подразделение, получившее название Prestige - именно это слово и закрепилось за одним из основных модерн-джазовых пристаней Нью-Йорка.

Вайнсток страдал аэрофобией, однако это не помешало ему наладить рабочую систему дистрибуции, подружиться с шведским лейблом Metronome, благодаря чему наравне с американскими музыкантами на Prestige можно было услышать лучших европейских исполнителей, вроде Арне Домнеруса, Ларса Гуллина и Аке Перссона, а главное сделал выбор в пользу небезызвестного звукоинженера Руди Ван Гелдера. Начиная с 54-го года пятница в студии Ван Гелдера отводилась под записи для Prestige.

Боб Вайнсток и Оливер Нельсон (предположительно 1962-й год)
Боб Вайнсток и Оливер Нельсон (предположительно 1962-й год)

В то время как его основной конкурент, глава лейбла Blue Note Альфред Лайон имел неслыханную привычку оплачивать студийное время для репетиций музыкантов Вайнсток занимал прямо противоположную позицию, объясняя это тем, что в репетициях терялся дух импровизации, спонтанности. Вне зависимости от того является ли это объяснение правдой или дело было в нежелании нести дополнительные расходы именно эта особенность продюсера лейбла и определила музыку Prestige - позднее подобные записи получили возможно слегка ироничное название "blowing session".

Ранние записи лейбла по вполне понятным причинам не приносили заметных прибылей - спасла вокальная версия композиции Джеймса Муди "Moody's Mood For Love", выпущенная в 52-м певцом Кинг Плежур и ставшая хитом по всей стране.

На протяжении 50-х лейбл крайне редко стилистически отходил от боп-идиомы - исключениями стали записи Мундога, удивительного слепого уличного музыканта, хорошо известного в Нью-Йорке в середине 50-х, нескольких вокальных историй, самой яркой из которых стал обладатель уникальной манеры пения Моуз Эллисон и конечно совершенно неподходящий по формату проект пианиста Джона Льюиса, получивший имя Modern Jazz Quartet. Идеи Льюиса требовали заметной репетиционной работы, что шло вразрез с представлениями Вайнстока и добившись на лейбле первоначального успеха с композициями Django и Concorde группа отправилась на Atlantic, где и оставалась до 74-го года, когда был сыгран и записан их прощальный концерт.

Miles Davis на фоне офиса Prestige
Miles Davis на фоне офиса Prestige

Несмотря на то, что через лейбл прошли пожалуй все ключевые модерн-джазовые музыканты мало кому удалось по-настоящему на нем закрепиться - пианист Телониус Монк, пластинки которого продавались из рук вон плохо перешел на Riverside и имел там сильный карьерный взлет, результатом которого стало подписание контракта с мейджором Columbia, саксофонист Хэнк Мобли отправился на Blue Note, где записал ставшие самыми коллекционными джазовые пластинки, Майлз Дэвис за пару дней расправившись с контрактными обязательствами с радостью сбежал на ту же Columbia, а Джон Колтрейн отчалив от лейбла сразу же выдал выдающиеся пластинки для Atlantic. Возможно единственным исключением оказался пианист Ред Гарланд, имевший вне лейбла гораздо менее заметную карьеру.

В пятидесятых продюсером большей части пластинок выступает лично Вайнсток, однако к 60-м ситуация несколько меняется - позицию супервайзера, как ее неоднозначно именуют на конвертах пластинок занимают Esmond Edwards, Ozzie Cadena, David Axelrod и другие, а музыка выходит сильнее за пределы намеченного боп-уклона.

Prestige и его подразделения

В 58-м Вайнсток вспоминает, что лейбл изначально носил название New Jazz и открывает новое отделение с таким названием, но теперь уже в рамках Prestige. Туда попадают пластинки менее именитых музыкантов (Doug Watkins, Ray Draper), переиздания с основного лейбла (Gil Evans - Ten / Big Stuff, Stan Getz - Long Island Sound / Quartets) и более авангардные музыканты (Eric Dolphy, Ken McIntyre, Walt Dickerson).

В 60-м лейбл еще сильнее расширяется - появляется с десяток новых подразделений. Swingville представляет более традиционный джаз в звуке Ван Гелдера, на Moodsville издают балладный материал, Bluesville дает вторую жизнь позабытым легендам блюза, Tru-Sound акцентирует внимание на музыке госпел и соул-джазе, а сразу пять серий оказываются посвящены народной музыке - Prestige International, Folklore, Lively Arts, Irish и Near East.

Пластинки Prestige продаются с ценником в 4.98 $, записи же подлейблов стоят по 3.98 $. Для серии New Jazz работает акция - при покупке двух пластинок третья бесплатно.

Недолгое время в течение 63-64 годов существует лейбл Status, изначально задуманный как бюджетное отделение Prestige. На Status выходят переиздания с других лейблов, преимущественно в непредпочтительном виде.

Зачем шумит Prestige

Среди коллекционеров джаза лейбл хорошо известен своим фирменным шипением, получившим отдельное название hiss. Hiss - это ровный шум некачественной массы, встречающийся на многих бюджетных лейблах 50-60-х годов. Отличают его неизменность на протяжении всей пластинки и в большинстве случаев отсутствие влияния собственно на звук, в отличие от скажем groove wear, когда наряду с шумом появляются искажения на громких звуках - там виновата не масса, а старая, не замененная вовремя игла, испортившая пластинку. Как и в случае с groove wear, то есть испорченной некорректным прослушиванием пластинкой, hiss не получится вывести никакими мойками, ультра-звуками и прочими даже самыми заумными методами очистки пластинки.

Подобная история характерна прежде всего для изданий на подразделениях Prestige, как для исключительно коллекционного New Jazz, так и менее коллекционных, но представляющих большой интерес Swingville, Moodsville и Bluesville, а также для бюджетного лейбла Status. Встречается эта проблема и на некоторых других лейблах, например на очень занятной фирме западного побережья Tampa, где шум не забивается мощнейшей записью Ван Гелдера и поэтому еще более очевиден и учитывая специфику west-coast музыки неуместен.

Связано это с тем, что в начале шестидесятых при производстве пластинок Prestige стали использовать так называемый recycled vinyl, то есть пластмассу, полученную из вторсырья. Подобный пластик обходился дешевле, однако имел "встроенный" в него равномерный шум разной степени интенсивности, а кроме того нередко подобные пластинки изобилуют и другими проблемами массы, к примеру, так называемыми bubbles, то есть небольшого размера пузырьками на поверхности пластинки, вызывающими либо ухающий звук, либо щелчок.

Как вообще догадались печатать пластинки из переработанного винила?

Сам Вайнсток от ответа на этот вопрос уклонялся, пытаясь все свалить на несовершенство формата (другое дело CD) и специфику работы фабрики, однако судя по складывающемуся образу продюсера он был сторонником удешевлять производственный процесс, как на этапе записи пластинки, так и судя по всему, в моменты собственно печати тиража.

И все бы ничего, если бы он решил эту проблему по лекалам мейджор-лейблов, имевших бюджетные подразделения - Harmony у Columbia, Wing у Mercury или, скажем, как Capitol, использовавших для этих целей лейбл Pickwick. Покупая, например, Mercury Wing вы готовы получить продукт соответствующего качества - отпечатанные на винилите пластинке укутаны в совсем тонкий картонный конверт без ламинации и минимальным количеством задействованной цветной краски.

Учрежденный же бюджетный лейбл Status оказывается не единственным источником подобного шума и некрепких конвертов с очевидным ring wear - история распространяется на весь Prestige, прежде всего для изданий в период 1962-1965-х годов.

Где печатали Prestige?

Ключевую роль играет завод Abbey Manufacturing Corp, находящийся в Нью-Джерси и печатающий Prestige как минимум с середины 50-х, с начала основной семитысячной LP-серии. Определить завод можно как по буквам AB на сбеге (в пятидесятых они выбиты, в шестидесятых написаны от руки), так и по небольшому кругу вокруг центра пятака (только с одной стороны пластинки).

Prestige PRLP 7137 отпечатанный на заводе Abbey
Prestige PRLP 7137 отпечатанный на заводе Abbey

В интернете можно встретить тест-пресса этого завода, к примеру пластинку Реда Гарланда для лейбла Jazzland JLP 62 с характерным Deep Groove и кружком посередине. Забавна отметка в духе нерадивых продавцов пластинок - "очень сильно шумит, а в остальном все ок". Отметка эта может означать как снижающееся качество печати завода, так и изначально низкое качество мастер-диска.

Тест-прессинг, сделанный на заводе Abbey
Тест-прессинг, сделанный на заводе Abbey

В пятидесятых завод отличался высоким качеством печати, однако ситуация начинает меняться к шестидесятым.

Как определить некачественное издание?

На вполне справедливый и предсказуемый вопрос не так-то просто ответить, прежде всего из-за своеобразной халатности Вайнстока в этом отношении и необходимости отделить именно встроенный в пластинку hiss от других возможных шипов, потрескиваний и прочих многочисленных дефектов, появившихся за более чем полвека эксплуатации и хранения пластинок.

Некоторые коллекционеры обращают внимание на разные печати, преимущественно красного цвета, оставленные на заднике конверта. Одной из самых распространенных является печать из букв RW - попытка увязать их с понятием recycled vinyl не совсем корректна, однако как выясняется не так далека от истины по своей сути. RW по всей видимости означает Record Withdrawn, аналог обрезанных уголков в 70-х и пробитых пластинок в 60-х. Подобная пластинка не должна была продаваться в магазинах, однако ее можно было заполучить через частника или магазин, не соблюдавший подобные правила.

Сама по себе красная печать RW не указывает на то, что пластинка была напечатана из переработанного винила, но при этом относит ее к упомянутому выше временному периоду 1962-1965 - именно в это время для подобных обозначений еще не было принято делать дырки в конверте.

Красная печать RW на задней стороне конверта
Красная печать RW на задней стороне конверта

К этому же периоду относятся и пластинки без DG - он пропадает в начале шестидесятых, впрочем как и наличие красной печати это вовсе не гарантирует плохой копии пластинки.

К сожалению, определить некачественную копию можно лишь поставив пластинку на иглу. Шутка - однако все равно необходимо держать пластинку в руках или иметь крайне достойные фотографии. Сбег низкокачественного издания весь испещрен маленькими пузыриками, точками - на такой пластинке вы точно услышите тот самый hiss, правда как уже упоминалось, интенсивность его может варьироваться от несносного до вполне приемлемого, учитывая заведомо мощную запись неповторимого мастера Руди Ван Гелдера.

Пузырики и точки на сбеге желтого Prestige
Пузырики и точки на сбеге желтого Prestige

Внимательный читатель обратит внимание на буквы AB на сбеге, сигнализирующие о том, что пластинка напечатана на том самом заводе Abbey, о котором шла речь чуть выше - в шестидесятых он вместе с изменением пятака (пропадает маленький кружок возле центра пластинки) и исчезновением DG перестает быть панацеей.

Фотография сбега
Фотография сбега

Что в итоге?

Во многих случаях некачественную печать спасает все тот же Руди Ван Гелдер - шумом получается пренебречь, однако если хочется иметь максимально достойную копию с осторожностью стоит относится в первую очередь к изданиям на New Jazz, пластинкам без DG периода 62-65 и красной печатью RW на заднике пластинки.