Писатели-романисты, работающие в историческом жанре, обычно весьма вольно обращаются с историческим материалом. Но всё это им прощается, ведь создают они художественные произведения. Правда, читатели частенько именно по таким книгам составляют своё впечатление об эпохе или исторических личностях. Вот и о кардинале Ришельё большинство из нас знает по роману Александра Дюма.
Мрачный интриган, окружённый такими же помощниками, занятый исключительно тем, чтобы как можно больше досадить ни в чём не повинной королеве и её верным друзьям-мушкетёрам.
Но таким ли на самом деле был первый министр французского двора, генерал-лейтенант королевской армии, герцог и кардинал Арман Жан дю Плесси де Ришельё? Вовсе нет. От своего литературного двойника кардинал отличается достаточно серьёзно. Остановимся лишь на некоторых моментах.
Безответная любовь к королеве Анне Австрийской. Александру Дюма нравилась версия о том, что Анна заставила влюблённого кардинала танцевать перед ней в шутовском костюме, и это в итоге увидел чуть ли не весь двор. Ришельё разозлился и всю жизнь мстил ей.
Однако реальная биография герцога говорит о том, что он был истинным французским патриотом, а вот королева — испанка, сестра испанского короля — снабжала вероятного противника сведениями государственной важности и была, по сути, шпионкой.
Вот Ришельё и пытался, как мог, оборвать все её заграничные контакты, в частности и с Бекингемом, а в его лице — с Англией, которая поддерживала гугенотов.
И это второй момент. Осада Ла-Рошели. Помните рассуждения Портоса о том, что нет разницы, на каком языке петь псалмы? Так вот, всё не так однозначно, как говорят сегодня. Кардинал был ярым сторонником абсолютной монархии, а Франция оставалась всё ещё феодально раздробленной. Обособленные территории следовало подчинить королю — укрепить вертикаль власти.
И к религиозной войне, как представляется у писателя, осада города отношения не имела. Более того, после капитуляции протестанты не подвергались гонениям за веру.
Дуэли. В романе это благородно и романтично, в фильмах — ярко и динамично, в реальной жизни — просто уличная «разборка». В таких вот поножовщинах сотнями гибли мужчины в расцвете сил, способные быть опорой страны, её армией.
Но распоясавшееся дворянство, а следом и Дюма, считали эдикт о запрете дуэлей лишением права отстоять свою честь. Однако с поединками боролись и до Ришельё, причём сами короли, в том числе и Людовик XIII: кардинал лишь продолжил их начинание, только более последовательно. В результате французское войско увеличилось в разы.
«У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье», — поют в отечественном фильме уличные музыканты. И Дюма, описывая разветвлённую шпионскую сеть кардинала, не так уж далёк от истины. Но что плохого в том, что сегодня мы называем внешней и внутренней разведкой?
Ещё до первой встречи с д’Артаньяном Ришельё знает о нём всё. Но и это тоже на благо страны. В «Политическом завещании» Людовику XIII герцог настоятельно призывает короля поддерживать молодых дворян из провинции, ведь прежде всего они — опора французского трона.
Доказательство тому — реальный прототип главного героя романа Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян, начавший службу при Людовике XIII простым мушкетёром и завершивший её в звании полевого маршала при Короле-Солнце.
Это лишь несколько моментов из жизни Красного кардинала, но каждый из них говорит о том, что вся жизнь Ришельё была подчинена одному — служению родной Франции. Дюма же для его романа нужен был конфликт, схватка «добра» и «зла» — вот кардинал и попал под каток художественного творчества.
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌