Найти тему

Нет обращений – нет наказаний. В такой ситуации может оказаться каждый... часть 1

Оглавление

С 31 января 2019 года стало возможным получение данных своего кредитного рейтинга он-Line из Бюро Кредитных Историй (БКИ) один раз в шесть месяцев бесплатно, для чего необходимо идентифицироваться на сайте Госуслуг посредством подтверждённой учётной записи.

Массовые обращения за своей «историей» выявили массовые нарушения

· Административного кодекса РФ по статье 14.29 «Незаконное получение или предоставление кредитного отчёта»,

· Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»

не только со стороны кредитных учреждений, но и со стороны БКИ. Во многих Кредитных Историях (КИ) находились запросы о данных Кредитного Рейтинга (КР), которые не совершались на самом деле. Запросы производились от кредитных организаций, клиентами которых владельцы КИ никогда не были или сроки их кредитных отношений на тот момент уже завершились.

Нарушение законодательства здесь состоит в том, что запрос на получение из БКИ данных КИ может осуществляться кредитной организацией только в случае письменного подтверждения клиентом данного действия при его обращении на оформление кредитных отношений. И никак иначе. Наказание за незаконное получение персональной информации по вышеуказанной статье для юридических лиц состоит в форме штрафа от 30 000 до 50 000 рублей со сроком исковой давности – один год с момента совершения правонарушения.

Косвенно, несанкционированные запросы КИ могут нанести вред в будущем при обращении на оформление кредита или кредитной карты. «Кредитор» может расценить такие запросы как «отказные» и сам отказать в данном обращении.

При выявлении фиктивных запросов необходимо сделать следующее:

1. Обратиться в Центральный Банк России письменно, либо в интернет-приёмную (https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint) с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении.

-2

К заявлению необходимо прикрепить копии отчётов БКИ с указанными несанкционированными запросами. Если со стороны ЦБ РФ придёт ответ с подтверждением незаконных действий кредитных организаций, не следует останавливаться на половине пути.

2. Далее следует обращаться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности виновную организацию.

Ответ от Роскомнадзора необходим для правомерного удаления несанкционированных запросов из данных КИ и для третьего шага – обращения в суд.

3. Обращаться в суд с исковым заявлением о нарушении порядка обработки персональных данных и взыскания с виновной стороны в пользу потерпевшего КОМПЕНСАЦИИ за причинение морального и материального ущерба, прямо предусмотренной Федеральным законом «О персональных данных».

Отстоять свои права в суде будет не сложно, так, как закон в данном случае полностью на стороне-заявителя.

Наша банковская и судебная система «настроены» на то, чтобы таких обращений было как можно меньше, поэтому «обрабатывать» их будут от 2 до 4 месяцев. Но с другой стороны, если нет обращений – значит, нет и наказаний. Если такие прецеденты будут массовыми, тогда и Центральный Банк и Роскомнадзор предпримут меры, чтобы наши персональные данные были более защищены и недоступны без личного согласия.

В качестве компенсации за «проделанную работу» суд назначит финансовое возмещение сразу от двух фигурантов дела – кредитной организации и Бюро Кредитных Историй.

Но это только первая половина. Далее история приобретёт ещё более трогательный характер... часть 2 скоро!

Если данный материал был полезен, жмите палец.