Чайна Мьевиль – писатель удивительный. Даже не знаю, кто смог бы конкурировать с его буйной фантазией в плане изобретения всевозможных монстров и удивительных существ, что становятся персонажами его произведений. Ну разве что Клайв Баркер в своих ужасах. Или Моэрс со своими неведомыми зверушками, что обитают в его «Замонии». И всё же Чайна другой, у него своя странная эстетика, можно назвать её мусорной. Его книги – это больше описания того, что на сей раз было выдумано. Причем описания эти очень живописны.
Роман «Последние дни Нового Парижа» вышел в издательстве «Fanzon» весной этого года. Новая книга удивила, так как она отличается от других, что я читала у Чайны Мьевиля. Здесь нет мусорной эстетики. Здесь темные тона, но палитра иная. Здесь сюрреализм, но не угадывающийся в очередных воплощениях фантазии автора, а реально существующий – произведения искусства оживают.
По-моему, это просто грандиозная идея. Взять и выдумать новое «оружие», которое в этой истории было изобретено одним немного сумасшедшим молодым человеком и является ни чем иным, как какой-то непонятной, удивительной, волшебной смесью магии оккультной и магии искусства. Взрыв и история пошла по-другому. Париж изменился, изменился и ход войны. 1941-й год – точка переворота, изменения, превращения. И вот перед нами Новый Париж, в котором уже почти десять лет идёт иная война. Причем не только с фашистами. Здесь создана новая церковь, что ведёт дела с самим Адом. Тут и шпионы от всех разведок и контрразведок. Здесь освободительное движение, что представляет собой несколько партизанских ячеек, что увы действуют разрозненно, так как и между ними существуют разногласия. Здесь фашисты. Здесь демоны. Здесь манифы – те самые ожившие произведения искусства.
Борьба идёт на разных уровнях. Создаются странные союзы, страшные отделы, где ведутся разные эксперименты, заключаются вроде бы невозможные договоренности. Но в Новом Париже возможно всё. Однако, что-то тревожит, что-то витает в воздухе. Это не конец, это всё движется к какому-то итогу, к какой-то цели. Главный персонаж Тибо, обладающий даром общения с манифами и «козырной картой» в рукаве, и загадочная женщина по имени Сэм, чья сущность будет раскрыта ближе к концу, и тут читателю вновь придется удивиться, пытаются предотвратить некий План «Рот». Увы, они не ведают до конца, что творят. К чему приведет их вмешательство. Это было сильно. Это было страшно. Это было… Я не знаю, как это описать. То, что в итоге появилось, наверно, действительно самое страшное. Это то, что создаёт искусственную правильность, безликую, милую, без изъянов. Никакую и ни о чем. Это то, что может сделать с жизнью посредственность, уверенная в своем таланте.
Мне безумно понравилось. Да, снова много описаний тех самых манифов и фрагментов Нового Парижа. Да, много фантазии, много искусства. Но это всё наложено на классный и оригинальный сюжет. Очень необычная книга.
Ну и не могу преодолеть искушение и не рассказать о своих любимых книгах у Мьевиля.
«Вокзал потерянных снов» - моё знакомство с творчеством Мьевиля. Это умопомрачительная смесь из фэнтези, ужасов, мистики, триллера, стимпанка, киберпанка и ещё невесть чего с чем. И всё это в мрачных тонах - декаданс: упадок, разложение, грязь, но во всем этом автор находит своеобразную и по-своему восхитительную эстетику. Невольно можно заразиться. Но не хочется. Нью-Кробюзон со всеми его обитателями одновременно притягивает и отталкивает. Это когда очень сложно отвести взгляд, не таращится на человека, если он потрясающе красив, или имеет какое-то уродство, или же чрезвычайно экстравагантен. Мир Мьевиля такой же. Он протягивает к тебе все свои щупальца, конечности, кабели, магические нити и ещё чёрт его знает что. Эта мрачная эстетика с одной стороны даже прекрасна. Но с другой - отвратительна. Как и его обитатели. Кого здесь только нет. Особенно впечатлил мистер Поппури. Прочитав его описание, я поняла, что за фантазией автора мне не угнаться. Никогда. Его воображение, походу, границ не знает вообще.
«Крысиный король» - роман, который можно смело назвать сиквелом гамельнской легенды о крысолове от Мьевиля. Мне кажется, что легенда о крысолове и Мьевиль просто созданы друг на друга. Писатель сваял своё продолжение древней сказки. Это было начало писательской карьеры для автора и новая жизнь для Крысолова. Мьевиль привязал сюда Мышиного Короля, поместив его в легенду гамельнского дудочника со своей собственной историей, которая давала право на месть, которая стала причиной падения и тем зерном, что проросло и расцвело многовековой ненавистью и жаждой взаимного уничтожения. А потом автор перенес это сквозь века и бросил в современный Лондон. Получилось чудно, жутко, но крайне интересно.Герои из средних веков не просто неплохо обосновались, они ещё и чудесным образом сжились с тем, чем стал город. Они используют огромный мегаполис со всеми его современными возможностями. Но каждый по-своему. И Дудочник здесь выигрывает. Поэтому надо ввести третий элемент, который выведет этот конфликт на новый виток. Мьевиль выбирает себе главного героя, вводит в легенду и начинает своё превращение. Всё покрывается грязью, слизью, нечистотами и обретает новые запахи. Вот оно начало эстетики упадка и разложения. Вот она - ода грязи и темноте. Вот то самое, что потом расцветет всеми оттенками черного, серого и коричневого, будет вливаться в другие краски и перекрашивать любой цвет в "Вокзале потерянных снов". Здесь только начало и ещё не настолько красиво описано, но уже пробует читателя на вкус и пытается пережевать. Противно? Есть немного. Подташнивает? Нет, не до такого. Нос морщится? Бывает периодически. Но мы же погружается в жизнь крысы. Мы же хотим всё узнать. Такая вот темная сказка под ритмы драм-энд-бэйса.
«Нон Лон Дон» - чудесная сказка. Из того явления, что представляет собой лондонский смог, Мьевиль создал настоящее чудовище. И перенес его в Нон Лон Дон - изнанку реальных городов. То, куда попадает всё то, что у нас здесь выбрасывается. И обретает новую жизнь. Неодушевленное становится одушевленным. И обретает новую жизнь и новый мир. Но мир тот, словно проекция реальности. Только там всё искажается. Мне безумно понравилось, как всё перевернулось. Как выяснилось, что судьба - это всего лишь предположения, а как оно будет на самом деле, зависит от людей. Этот изящный ход с избранностью! Это прекрасное расставление точек над "и", когда плюют на классический квест с последовательно выполняемыми действиями по совершениям подвигов и добыванием артефактов для победы над злодеем, а сразу идут непосредственно к конечной цели. И это чудесное озарение насчет того, что избранные из пророчеств не всегда соответствуют написанному. Знаете, это как в тех романах, где все прославляют какого-нибудь храброго рыцаря и верят в его избранность, а на самом деле настоящим героем становится его оруженосец. То, что тут придумал и нарисовал Мьевиль и чудесно, и жутковато одновременно. Его Нон Лон Дон одновременно и странен, и страшен, и невозможно привлекателен.
Такой вот он этот Чайна Мьевиль. Странный, но жутко интересный. Не для всех, но тем и дорог.