Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Эта картина Пита Мондриана — типичная иллюстрация композиционного принципа, который он разработал в 1921 году, когда жил в Париже. Именно там он начал писать строгие черные горизонтальные и вертикальные линии, заполняя промежутки между ними красными, синими и желтыми полями.

Пит Мондриан "Композиция с синим, желтым, красным и серым" (1922 г.) - масло, холст - 39.4 х 34.8 см. - частная коллекция
Пит Мондриан "Композиция с синим, желтым, красным и серым" (1922 г.) - масло, холст - 39.4 х 34.8 см. - частная коллекция

Кажется, что эти картины не обнаруживают никаких ассоциаций с видимым миром и представляют собой лишь сочетания строго упорядоченных линий и плоскостей.

Пит Мондриан "Серебряное дерево" (1912 г.) - масло, холст - 78.5 х 107.5 см. - Гаагский городской музей, Гаага, Нидерланды
Пит Мондриан "Серебряное дерево" (1912 г.) - масло, холст - 78.5 х 107.5 см. - Гаагский городской музей, Гаага, Нидерланды

Однако, оглядываясь на ранние работы Мондриана, обнаруживается последовательность, с которой он шаг за шагом развивал свою новую концепцию от своих более ранних изображений деревьев и зданий.

Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

В расположении черных линий на картине 1929 года темные ветви дерева с трудом, но все-таки прочитываются как первоначальный замысел.

Пит Мондриан "Композиция с красным и синим" (1927 г.) - масло, холст - 40 х 52 см. - Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Пит Мондриан "Композиция с красным и синим" (1927 г.) - масло, холст - 40 х 52 см. - Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

В промежутке между 1921 и 1929 годом Мондриан постоянно редуцировал природный мотив до тех пор, пока не остались только отдельные горизонтальные и вертикальные линии, придающие полотну прочную архитектурную устойчивость.

Пит Мондриан "Композиция № II с синим и желтым" (1930 г.) - масло, холст - 50.5 х 50.2 см. - частная коллекция
Пит Мондриан "Композиция № II с синим и желтым" (1930 г.) - масло, холст - 50.5 х 50.2 см. - частная коллекция

Абстрактные картины Мондриана — это поиск нового классического идеала гармонии и красоты. Их окончательному воплощению предшествовала длинная череда черновиков и эскизов. Результатом этого поиска явился найденный гармоничный баланс между позиционированием и границами цветных плоскостей и их взаимодействием.

Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

"Композиция № II с красным и синим" 1929 года состоит всего из пяти плоскостей, из которых только две окрашены. В этой работе художник полностью игнорирует желтый цвет. Вместо этого в центре расположен большой белый прямоугольник. Красная и синяя плоскости смещены к краям полотна, что сообщает картине невероятную легкость. В отличие от ранних работ, ни одна из плоскостей картины не заключена в черные линии полностью, что создает впечатление, что цветные плоскости выходят за пределы холста. Вертикальная черная линия не доходит до верхнего края картины, а прерывается, увязая в поле красного цвета.

Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Пит Мондриан "Композиция № II c красным и синим" (1929 г.) - масло, холст - 40.3 х 32.1 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Хотя абстракции Мондриана и возникли из работы с природным мотивом, в ходе работы художника они утратили реализм, став уникальными художественными творениями, создающими контрмир идеальных гармоний, соперничающий с творческими силами самой природы.