Эта картина Пита Мондриана — типичная иллюстрация композиционного принципа, который он разработал в 1921 году, когда жил в Париже. Именно там он начал писать строгие черные горизонтальные и вертикальные линии, заполняя промежутки между ними красными, синими и желтыми полями.
Кажется, что эти картины не обнаруживают никаких ассоциаций с видимым миром и представляют собой лишь сочетания строго упорядоченных линий и плоскостей.
Однако, оглядываясь на ранние работы Мондриана, обнаруживается последовательность, с которой он шаг за шагом развивал свою новую концепцию от своих более ранних изображений деревьев и зданий.
В расположении черных линий на картине 1929 года темные ветви дерева с трудом, но все-таки прочитываются как первоначальный замысел.
В промежутке между 1921 и 1929 годом Мондриан постоянно редуцировал природный мотив до тех пор, пока не остались только отдельные горизонтальные и вертикальные линии, придающие полотну прочную архитектурную устойчивость.
Абстрактные картины Мондриана — это поиск нового классического идеала гармонии и красоты. Их окончательному воплощению предшествовала длинная череда черновиков и эскизов. Результатом этого поиска явился найденный гармоничный баланс между позиционированием и границами цветных плоскостей и их взаимодействием.
"Композиция № II с красным и синим" 1929 года состоит всего из пяти плоскостей, из которых только две окрашены. В этой работе художник полностью игнорирует желтый цвет. Вместо этого в центре расположен большой белый прямоугольник. Красная и синяя плоскости смещены к краям полотна, что сообщает картине невероятную легкость. В отличие от ранних работ, ни одна из плоскостей картины не заключена в черные линии полностью, что создает впечатление, что цветные плоскости выходят за пределы холста. Вертикальная черная линия не доходит до верхнего края картины, а прерывается, увязая в поле красного цвета.
Хотя абстракции Мондриана и возникли из работы с природным мотивом, в ходе работы художника они утратили реализм, став уникальными художественными творениями, создающими контрмир идеальных гармоний, соперничающий с творческими силами самой природы.