Кендо - это Путь меча, искусство владения мечом. Есть такой фильм, «Меч судьбы», в нем персонаж, которого играет Тоширо Мифунэ, говорит так: "Меч — это душа. Изучай душу, чтобы познать меч. Злой разум управляет злым мечом..." Искусство владения — это искусство иметь власть. Сначала над собой, своим телом, умом и духом, а потом над телом-умом-духом противника. Человек — это сплав силы и слабости и в разное время он может быть, как сильным, так и утратить свою силу. В поединках мы ищем слабые и сильные стороны в противнике. Одновременно с этим, мы также должны помнить и о своих сильных и слабых сторонах. И это более широкое понятие чем физическая сила. На тренировках мы укрепляем свой дух, свой разум, свое тело, а самое главное - их координацию, заставляя их действовать как единое целое. Однако, это всего лишь красивые слова. Когда начинаешь делать, понимаешь, как ты на самом деле далек от всего этого и своих представлений о самом себе. Это особенно ужасно в первые месяцы тренировок. И тогда очень важно насколько ты ощущаешь лояльность и поддержку со стороны более опытных занимающихся и в первую очередь своего учителя. Толерантность здесь не позорное слово слабаков, а необходимость, и оно идёт не от слабости. И если ты также терпеливо ведешь сражение со своими недостатками как с врагами, если ты неловок, но в основе своей боец и не трус, то со временем ты находишь способы решения своих проблем. И тогда тебе вдруг говорят, что у тебя прогресс. Хотя ты и сам это чувствуешь, все равно очень приятно. (Это тоже одна из причин, почему я занимаюсь кендо). Кендо делает людей лучше, и это прекрасно. Но для тебя, читающего этот текст, это пока всего лишь красивые слова. В кендо, особенно во время соревновательных поединков, наступает такое состояние, которое почти не поддаётся описанию. Великие мастера боевых искусств говорили, что в эти моменты их сознание граничит с Небытием. Это действительно Небытие. Я не осознаю, как получаются лучшие удары. В эти секунды моего я не существует, оно теряется в Великой Пустоте. Если меня спросят, как я это сделал, я отвечу "не знаю". (Это даже немного обидно). Ощущения примерно такие:
Нет никаких мыслей, как будто исчезает предметный, относительной мир, где существуют такие понятия, как хорошее и плохое, добро и зло, жизнь и смерть, победа и поражение, успехи и неудачи. И остаётся только чувство свободы или полёта над всем этим. Ты наносишь удар по противнику... И одновременно по себе самому...
Суми Масатакэ (8 дан Ханси) говорил, что кендо учит лучше чувствовать людей. Если ты хочешь лучше понять людей и самого себя, не только на словах или умозрительно, просто начни свое кендо.
Наш сенсей говорит, что я человек дерзкий, это правда, и я ещё новичок. Поэтому может показаться нескромным, что я сравниваю свои ощущения с ощущениями великих мастеров. Но для меня лучший удар — это любой удар, который получился, который лучший. Лично для меня. Даже новичок может что-то сделать на пределе своих возможностей, ощутить этот предел и попытаться выйти за него. Думаете это так просто, взял палку и ударил по башке? А вы придите к нам в клуб и попробуйте сами. Мы не будем смеяться. Ощущения великих мастеров станут доступны и вам.
Основатель айкидо, Морихей Уэсиба был мастером меча. Одним из его изречений было такое: "Айкидо — это лекарство для больного мира". Я думаю, что кендо — это искусство или способ улучшить свою жизнь. Сделать её более полной и качественной. Айкидо — это кендо, которое можно использовать в современном мире, где уже не носят мечей не только из металла, но даже из дерева, а за причинение вреда здоровью можно угодить под суд. Однако, в клубах, где занимаются айкидо, (практически во всех, за очень редким исключением) давно уже утрачен тот боевой дух и то отношение к занятиям, которые ещё сохранились в кендо. Наш сенсей часто говорит нам, что кендо — это не фитнес (и еще много чего в таком д у х е). Я нигде не встречал таких жутких воплей, от которых стынет кровь в жилах, и ты пробуждаешься из той спячки, в которой привык влачить свое жалкое существование. Наш учитель как-то сказал нам: "Если у кого-то депрессия, обращайтесь ко мне").
Короче говоря, я решил идти к айкидо с помощью кендо. Как это делал сам Уэсиба. Я думаю, что именно в этом секрет его высочайшего уровня мастерства. Если вы не понимаете кендо, вы не сможете до конца понять айкидо, и того, о чем говорил его Основатель.