Скорее всего многие из нас слышали об американском художнике Энди Уорхолле, который умудрился сделать искусством то, что в первую очередь его разрушает: глобализацию и капитализацию. Взяв бездушную смесь за основу, он заключил ее в фабричную упаковку и явил миру принципиально новое течение, которое назвалось поп-артом.
Однако мало кто знает, какие причуды и завихрения психики стояли за этим человеком. С другой стороны, вряд ли человек без причуд смог бы превратить банку томатного супа в искусство.
Настоящее имя художника Анджей Вархола, псевдоним родился случайно, кто-то ошибся прописывая его имя. Ошибка пришлась настолько по душе, что вытеснила реальное имя.
Энди рос застенчивым, казалось он везде искал убежища. И главным убежищем в жизни большинства людей является мать, потому Энди с гордостью называл себя "маминьким сынком", обожал мать, которая к слову была художницей. Они прожили в одной квартире 20 лет до самой ее смерти.
- Энди Уорхол с детства был фанатом комиксов, он собирал их, газетные вырезки, рекламные буклеты - первые шаги на пути к поп арту.
- У Уорхолла были проблемы с желчным пузырем, он страдал от витилиго
- Художник был настоящим фанатом техники и охотился за ее новинками. Магнитофон он считал своей женой, полароид - истинной влюбленностью, а с диктофоном и вовсе никогда не расставался. Его жизнь заиграла совершенно новыми красками, когда появился телевизор. Образ матери, с которой он был очень близок душой, не оставил места живым людям, подметив их техническими суррогатами. - по признаниям Энди он всю жизнь был девственником.
- Преклонение перед техникой и питание к ней настоящих чувств имеет обратную сторону: не любовь к людям. Поведение Уорхолла часто имело социопатичные черты, о нем часто свидетельствовали как о человеке равнодушном, фригидном, холодном, использующих людей ради своих целей (особенно это касалось бедняжки Эдди Сэджвик, но это отдельная тема для другого поста).
- При всей своей мизантропии, Уорхолл был волонтером в центре для бездомных людей.
На Уорхолла совершено покушение радикальной феминисткой Валери Соланс. Она была заядлой тусовщицей Фабрики (что-то вроде богемного клуба который организовал Уорхолл). Официальная версия: он потерял рукопись пьесы Валери, и вообще довольно пренебрежительно отнесся к ее работе.
- Уорхолл и потерял плохо вяжутся, ведь он как раз страдал страстью к собирательству и хранению всего чего только можно: чеки, старые зубные щетки и куча прочего барахла были собраны коробки, которые исчислялись сотнями.
- Он обожал одиночество и ненавидел остатки еды в тарелках, потому никогда ничего не доедал до конца. Он также мечтал открыть закусочную для одиноких людей
- Энди ненавидел свой круглый нос и прыщи, он отважился на ринопластику, хотя безумно боялся врачей.
- Он обожал "опрятную расхлябанность", элемент небрежности был фишкой маэтро поп-арта.
И напоследок хочется оставить две цитаты, как два полюса энергий и эмоций, результатом столкновения которых вышло уже упомянутое покушение на жизнь Уорхолла.
Цитата из манифеста радикальной феминистки Валери Соланс:
«Мужчина — абсолютный эгоцентрик, запертый в себе, неспособный на сопереживание или отождествление себя с другими. Он — полумертвая, ни на что не реагирующая масса, неспособная давать или получать удовольствие или счастье; соответственно, он в лучшем случае абсолютно скучное явление, безобидное пятно, поскольку только те, кто способен воспринимать и принимать других, обладают очарованием. Он застрял на полпути в сумеречной зоне между человеком и обезьяной, но гораздо хуже обезьян, потому что, в отличие от них, способен испытывать множество негативных чувств — ненависть, ревность, позор, отвращение, вину, стыд, сомнение; более того, он осознает, что он такое и чего ему недостает».
а это цитата Энди Уорхолла:
" ...... По‑моему, как только начинаешь смотреть на эмоции с определенной точки зрения, ты уже никогда не сможешь относиться к ним как к реально существующим. Приблизительно это случилось и со мной. Я не знаю, был ли я когда‑нибудь способен на любовь, но после 1960‑х я никогда больше не думал на языке „любви“».
..... Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди сильно преувеличивают значение их любви. Она не всегда важна. То же относится к жизни — ее значение люди тоже преувеличивают. "
Энди Уорхолл не стал выдвигать обвинительные показания, в результате Валери отделалась относительно легко: всего три года лишения свободы, и принудительное лечение в психиатрической больнице.
К творчеству Уорхолла можно относиться по разному: восхищаться или не считать искусством вовсе. Но факт остается фактом: его испещренная трещинамиличность явилась губкой, которая превосходно впитала в себя дух времени. Через ее призму бизнес стал частью искусства, слово Фабрика приобрело оттенок новой культуры, а банка томатного супа олицетворяла душу капитализма и глобализации.