Веселюсь от всей души, граждане. Уж извините, статья не по авиационной тематике. Точнее не совсем по авиационной, скорее околоавиационной. Сайт Topwar ведь имеет некоторое отношение к авиации, правда? Так вот не только к ней, как мне кажется.
Есть у меня на канале рубрика Анти-Шишкин. В честь Кирилла Шишкина, и посвящена рубрика разбору разнообразных статей из серии "хоть стой, хоть падай" - набитых неточностями, предвзятостью сверх всякой меры.
Вот этим я и занялся, сделав статью из двух частей по мотивам текста Шишкина, вот этого:
«Свои самолеты, свои моторы»: а свои ли?
Но - упустил я один презабавный момент. Дальше буду рассказывать в хронологическом порядке.
Марлезонский балет начинается!
Есть такой забавный сайт - "Topwar", и был он когда-то весьма толковым сайтом. Однако постепенно по каким-то причинам сайт хронически деградировал. Мне кажется причина в том, что всех толковых авторов отвадили, комментаторов активно банили - ну и оно начало гнить. Действующие авторы, тот же Роман Скоморохов, просто исписались, иссякли - невозможно шлепать десяток статей в неделю не теряя в качестве.
К чему я это? А к тому что вышеупомянутый текст Кирилла Шишкина - появился 13 марта 2019 года.
А 12 июня того же года на сайте Topwar появляется вот эта вот статья:
Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень
Которая по сути не просто напоминает текст Шишкина - а до чертиков на него похожа. И по структуре, и по высказываемым мыслям, даже примеры приводятся одни и те же, еще и текст иногда совпадает чуть ли не как копия. Я даже подозревал что Роман Скоморохов и Кирилл Шишкин - одно и то же лицо, честно говоря. Ну вот смотрите, обе статьи по структуре и высказываемым мыслям - просто близнецы.
Те же отсылки к Яковлеву, как к оппоненту который говорил что-то не то и которого надо поправить. Случайное совпадение номер 1.
Те же упоминания об импортных автомобилях - но если Шишкин об этом упоминает вскользь и переходит к сути, Дзен маленький - то Роман Скоморохов на Topwar, а это именно "его" статья, более обстоятельно вспомнил про ВАЗ. Случайное совпадение номер 2.
Перечисление импортных моторов, ставших основой советских. Причем сам список моторов не изменишь, их все знают - но в статьях совпадает даже порядок их рассмотрения. Что у Шишкина, что на Topwar они идут один аза другим именно в этой последовательности - это у нас случайное совпадение номер 3:
1. Бристоль Юпитер, он же М-22
2. Райт-Циклон 1820, из которого Шишкин кроме очевидных М-25 и М-62,63 тут же выводит М-82:
Шишкин:
Ла-5. Он летал с двигателем АШ-82. А это модификация М-62. А модификация, это, как известно, не новый двигатель, так что снова возвращаемся к американскому Wright R-1820
Скоморохов на Topwar, правда, демонстрирует несколько больший уровень грамотности, и неудивительно - он-то не первый год пишет про авиацию второй мировой.
М-82/АШ-82. Вот тут немного сложностей. В принципе, кто скажет, что это разработка наших инженеров – будет прав. Кто скажет, что двигатель из той же оперы, что и предшественники – тоже прав.
М-82 был двухрядным, но два ряда цилиндров – не что иной, как М-62, у которого количество цилиндров было уменьшено с 9 до 7. Был также уменьшен ход поршня, что привело к уменьшению диаметра мотора.
Случайное совпадение номер 4
3. Затем в обеих статьях идет Испано-Сюиза Y12 и ее потомки - М-100, 103, и 105. Обращаю внимание особо - у обоих авторов М-104 пропущен. Дисклеймер - но это пока! Чуть позже... нет, я обещал все по порядку.
Случайное совпадение номер 5
4. Затем - французский Гном-Рон Мистраль-Мажор (М-85 и потомки)
У Шишкина
На советских дальних бомбардировщиках ДБ-3 ставился мотор М-85, лицензионная копия французского мотора Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs (Gnome-Rhône Mistral Major). На последующих ДБ-3Ф (они же Ил-4) ставились моторы М-87, модификация тех же М-85.
Этот же двигатель по лицензии производился в Румынии, Чехословакии, Венгрии, Великобритании, Италии и Японии. Даже немцы ставили этот двигатель на штурмовики Hs-129
Скоморохов на Topwar, через 3 месяца:
Вообще его по лицензии выпускали все, кто хотел: Италия, Япония, Великобритания, Румыния, Чехословакия, Венгрия. Даже немцы ставили «Мажора» на свои штурмовики Hs-129.
У нас же моторы М-85 – М-87 устанавливались на бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4.
Слачайное совпадение номер 6
5. И на сладкое BMW VI и двигатели М-17, а затем микулинские АМ-34,35 и вся остальная славная серия.
Тут еще пару цитат.
Шишкин
До сих пор не утихают споры о том, можно ли считать двигатель, созданный А. А. Микулиным, самостоятельной конструкцией, или это все-таки тот же BMW VI в сильно модернизированном варианте.
Скоморохов, 2 месяца спустя:
До сих пор на многих оружейных и авиационных сайтах люди ломают копья, как надо рассматривать именно моторы Микулина, как самостоятельные работы или как копию немецкого двигателя.
Случайное совпадение номер 7, причем это ж только то что бросилось в глаза, явно и неприкрыто. Там такого можно надергать из статьи - еще как минимум столько же. Фактически все что высказано у Шишкина повторяется в статьях Скоморохова в перефразированном виде.
Все совпадения являются случайными, ну конечно 😂
Вторая часть марлезонского балета!
Ага, у балета была вторая часть! Помните советский фильм Три мушкетера? Тот самый, с Боярским? Момент, когда в зал с танцующими людьми вломился Д'Артаньян и устроил натуральный бардак?
Честное слово, я не хотел. Я деже не думал ни о чем таком, когда писал в рубрике Анти-Шишкин свою статью - ответ на текст Шишкина.
Анти-Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 1 - воздушники
Анти-Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 2 - жидкостники
Мог ли я, бедный простой гасконец, предположить что будет дальше?
Я даже статью Скоморохова прочитал после того, как уже накатал ответ, и уже после того как написал свой текст. Удивился совпадениям и даже решил что пишет один и тот же человек под разными псевдонимами, и тут... ага, вы угадали.
Сначала на канале появился некий Костя костя, который задал один вопрос - а не хотел бы я писать на Topwar?
Потом в комментариях появился человек под ником Роман Скоморохов и написал что-то язвительное.
А 4 сентября на сайте Топвар появилось продолжение статьи от Романа Скоморохова!
Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень. Необходимое продолжение
Ну давайте, угадайте, на что очень-преочень похожа сия статья? Хе-хе-хе...
Скоморохов вдруг меняет свою риторику! Он, оказывается, говорил в прошлый раз одно, а теперь-то все иначе. Его просто "не поняли"! И в чем же не поняли? Что, давайте опять по порядку?
Итак, в начале скажу, что мне несколько жаль, что основная масса читателей совершенно не поняла посыла первой статьи.
Роман Скоморохов
Лично мне не очень ясно, что там можно было не понять. Ну вот же сам Роман в предыдущей статье писал, что все что у нас было "своего" - это мотор М-11 (кстати, вы не поверите - но даже эта идея про М-11 найдена в исходном тексте Шишкина)
М-11, чудо-мотор, который вывел в небо без преувеличения несколько поколений советских летчиков, а во время войны таскал все, что придется: раненых, почту, бомбы.
Кто-то скажет, что мягко говоря, сравнивать сложновато, но вот, что есть – то есть. Маленький и надежный с одной стороны и заимствованные с другой. Простите, но время было такое. Никто нам, к сожалению, не подарил ни конструкторов, ни инженеров. Про заводы даже молчу
Случайное совпадение номер 8
Ну вот же, русским по-белому Скоморохов все разъяснил. Не было у нас своих моторов - только М-11 либо заимствование.
А тут его не поняли! Вроде ж все понятно?
Но... Скоморохов вдруг выяснил, что в СССР, оказывается, была к 30-м своя конструкторская школа! Ну вот только что говорил что было сплошь заимствование, и из своего был только М-11. А тут - на тебе:
Собственно, к рубежу 30-х годов в СССР уже сложилась конструкторская школа. Как это можно увидеть? Все просто. Если школы нет, то налицо исключительно лицензионное производство без всяких там изысков. А вот если конструкторы есть…
Тогда линейка будет выглядеть так:
Первый этап: лицензионное производство и изучение базы.
Второй этап: модернизация базового мотора. В нашем случае это М-100.
Третий этап: создание уже собственного двигателя, отличного от базовой модели.
А откуда ж взялась сия светлая мысль? Да нет, ни в коем случае она не срисована ... статья на моем канале о копировании двигателей - написанная как ответ на текст Шишкина. Причем написана первая часть - внимание - 9 августа, почти за месяц до текста Скоморохова
Как создается своя конструкторская школа?
Сначала копируем лицензионный двигатель, затем инженеры, набравшиеся опыта в производстве и разработке начинают вносить изменения и модернизировать, и уже после этого переходят к созданию своих моторов.
"Случайное совпадение номер 9
Опять совершено случайно текст Скоморохова совпал со статьей, написанной ранее.
И позиция Скоморохова вдруг начала меняться! Идем по порядку? Вот он взялся за развитие Испано-Сюизы, сказал что М-100 это просто копия, не М-100А решил не останавливаться и тут же заявил что М-103-то, оказывается, совсем другой мотор! Цитирую:
вот М-103… Другой диаметр поршня. Причем, меньше, чем на оригинале (148 вместо 150 мм), другой ход и размеры клапанов, вообще очень сильно изменили именно механизм газораспределения. Под отечественный бензин, который, как всем известно, был у нас, мягко говоря, не очень.
Соответственно, изменились обороты и мощность. Причем, изрядно так, ибо если М-100 выдавал те же 860 л.с., что и оригинал, то М-103 выдавал уже почти 1000 л.с
Отлично! Роман, наконец-, выяснил что М-103 не просто заимствование, а, оказывается, мотор, переработанный почти полностью! Но откуда... да нет, неужели?
Ага, текст из моей статьи, второй части, от 11 августа
Если М-100 это все еще модернизация "Испано-Сюизы", то уже М-103 назвать просто модернизацией сложно. Просто перечисляем изменения.
Изменены ход и размеры клапанов, переработан весь механизм газораспределения.
Двигатель перевели на топливо с большим октановым числом, увеличена степень сжатия - то есть меняются поршни и блок цилиндров. Диаметр цилиндров стал 148мм вместо 150 на Испано-Сюизе, изменилась форма дна поршней
Это, в свою очередь, позволило его форсировать как по наддуву, так и по оборотам...
...В итоге М-103 выдавал уже до 1000 л.с., причем сохранял мощность на большей высоте, чем предшественник.
Случайное совпадение номер 10. Правда, Роман все же напутал с топливом - М-103 работал на топливе с более высоким октановым числом. Но не суть.
А заодно Роман вдруг вспомнил пто М-104! Ну вот только что вообще о нем ни слова - но после моей статьи и он удосужился того, чтобы о нем вспомнили - одним предложением. Нет, может Роман и больше написал бы - так и в моем исходном тексте про М-104 была буквально пара фраз - даже е знаю, почему у Романа вдохновение пропало и он не описал М-104 подробнее... 😂
Ну и дальше... честно, просто перечитайте. Дальше там столько случайных совпадений, что от хохота остается держаться за бока.
Перешли к моторам Микулина. Тут вдруг у Скоморохова очередное прозрение - и поди ж ты, опять совпадающее со статьей с моего канала. Он вдруг сообщил что СССР закупал и предыдущие версии БМВ, с 6 и 8 цилиндрами, а дальше - ну просто прозрел! Оказывается М-17 и АМ-34...
Это совершенно разные моторы. На М-17/ BMW VI каждый цилиндр выполнен отдельно, у каждого своя рубашка охлаждения, подвод смазки и охлаждающей жидкости к каждому цилиндру тоже выполнен отдельно
А теперь исходный текст:
На М-17 каждый цилиндр выполнен в виде отдельной конструкции. Проще говоря, каждый цилиндр - отдельно, у каждого своя рубашка охлаждения, подвод смазки, охлаждающей жидкости к каждому цилиндру отдельно
Случайное совпадение номер... сбился, надоело считать 😂
В общем, там буквально каждая фраза... ну вы понимаете
То же самое и дальше по статье. Шишкин вдруг совсем иначе оценил М-82, ну итак далее... и опять - те же тексты, те же фразы, все очень похоже 😂
В общем, тем кто дочитал аж досюда - рекомендую зайти на сайт Topwar и прочитать замечательную статью Романа Скоморохова, вторую по счету о советских двигателях 😂
Вот это первая часть, где Скоморохов изо всех сил доказывал что советские двигатели были копиями импортных
Вот это - исходная статья Кирилла Шишкина, с которой, как я понимаю, и были срисованы тезисы Скомороховым.
Вот это моя пара статей - заочный ответ Шишкину
Анти-Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 1 - воздушники
Анти-Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 2 - жидкостники
А вот это текст на Топвар, вторая часть.
Если вдруг увидите очень большие совпадения с моими статьями - так это ну оно так вышло. Все совпадения случайны, ага 😂 Ну вот вообще все, вплоть до построения предложений 😂
Рера́йтинг (англ. rewriting) — обработка исходных текстовых материалов в целях их дальнейшего использования. В отличие от копирайтинга, за основу берется уже написанный текст, который пишется своими словами, при сохранении смысловой нагрузки
Хотя бы картинки в основном отличаются, фотографии конструкторов добавил. Вот где молодец, там молодец. 😂
P.S. На сладкое - картинка. Самое интересное выделено красным
Однако видите - у Скоморохова только эти источники. Больше ничем он не пользовался 😂
Извините, ребята, те кто ждал очередную статью по авиации. Веселился так, что просто не сдержался - накатал этот текст.
Подписывайтесь, честное слово, дальше постараюсь писать строго по теме.
P.P.S. Роман, вы этот текст читать будете, так что это лично вам. Передавайте привет Вадиму Смирнову, который меня по-хамски оболгал и забанил, заявив что меня там больше не будет, как, собственно, и многих других.
Видите как оно получилось - я опять на Topwar, правда в вашем кривом исполнении. Как будто Рабинович "Биттлз" перепел