Продолжаем обозревать странные российские гербы.
1. Стегозавр и церковная луковка
Услышав подобное, я бы, наверно, подумал, что речь идёт о какой-то книге о православном монахе-попаданце, переместившемся в мезозой, но никак не о символике субъекта Российской Федерации. Однако подобную картину вы можете наблюдать на гербе Котласского района Архангельской области.
На рубеже XIX-XX веков палеонтолог В. П. Амалицкий обнаружил в береговых отложениях Малой Северной Двины остатки динозавров, среди которых оказались и новые виды. Эта важная веха в истории района и нашла своё отражение в гербе. Остаётся непонятным, почему художники изобразили именно стегозавра, хотя в состав северодвинской фауны он не входил.
2. Бобр с лисицей в зубах
Очень странное животное изображено на гербе Иркутска. Что-то вроде рыси только с красными глазами, перепончатыми лапами и массивным широким хвостом.
Этот мифический зверь появился на городской символике благодаря ошибке российского Департамента герольдии, под патронажем которого в конце XIX века в стране была проведена крупномасштабная реформа геральдики и вексиллологии.
Дело в том, что жители Иркутска называли тигра, который раньше водился в Забайкалье, на тюркский манер «бабром». На старых гербах, собственно, и изображали этого самого «тигра-бабра».
Под чутким руководством реформаторов иркутский «бабр» лёгким движением руки превратился в «бобра». В указе 1878 года, который вводил в действие 46 гербов, так и было написано: «чёрный бегущий бобр с червлёными глазами, держащий во рту червлёного соболя».
Надо отдать должное художникам, которые не стали изображать реального бобра. Но против указа тоже ведь не пойдёшь, поэтому зверю были приданы некоторые бобровые черты: мясистый хвост и перепончатые лапы.
3. Монастырский павлин
На гербе Серпухова изображён Павлин, восседающий на страусином яйце. Шутка, просто павлин. «Как же он там появился?» — спросите вы. Причиной тому послужило сообщение, присланное в начале XVIII века из города в ответ на запрос герольдмейстера Ф. М. Санти о местных достопримечательностях. В этом сообщении как бы мимоходом было сказано, что «в монастыре одном родятся павлины». И действительно, в Высоцком монастыре некоторые время обитали эти птицы — в конце XVII века окольничий Михаил Петрович Колупаев решил преподнести обители подарок в виде двух павлинов, от которых пошёл настоящий монастырский павлиний род.
Читайте также:
Часть 1
Часть 3