Найти в Дзене

Как вырастить в себе редактора в 5 шагов

Инструкция по уходу за внутренним редактором

Иллюстрация: shutterstock.com
Иллюстрация: shutterstock.com

Даже если вы не собираетесь стать главным редактором какого-нибудь видного российского или даже (чем черт не шутит) зарубежного издания, а просто хотите научиться хорошо писать, то вам не обойтись без выращивания внутреннего редактора. Что это за зверь, как его в себе завести и воспитать?

В мире СМИ каждый хороший редактор начинал с того, что был журналистом, который смог посадить и возделать в себе редакторское семечко. Этот постепенно растущий редактор делал своего хозяина все лучше и профессиональнее, а потом вырос и окреп настолько, что уже смог принести пользу не только своему сеятелю-журналисту, но и стал с какого-то момента работать «на экспорт» и выращивать чужие писательские таланты. 

ШАГ ПЕРВЫЙ — САЖАЕМ СЕМЕНА

Вероятно, этот первый шаг самый тяжелый, потому что нет никого столь же нетерпимого к исправлению своих (скажем честно, совершенно ужасных) текстов, как начинающий сочинитель. Всякое свое произведение представляется ему, с одной стороны, написанным буквально кровью его сердца, а с другой, абсолютным совершенством, где нельзя ни прибавить, ни убавить, ни потрогать, иначе все рухнет.

Так вот, первый и самый тяжелый шаг — это способность сравнить свой текст с хорошими профессиональными образцами жанра и почувствовать, что он плох. Обычно сразу не удается понять, чем именно. Просто смотришь, как пишут они и как написал сам, и думаешь: «Боже, ну как же? Как же они это делают? Почему у них получается новенькая красная «Феррари», а у меня страшный ушастый «Запорожец» после пятидесяти лет эксплуатации?»

Но как бы печально ни выглядело подобное самоощущение, на самом деле оно позитивно и означает, что вы встали на верный путь и посадили в себе «семечко редактора». 

ШАГ ВТОРОЙ — ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ

Хороший редактор, быстро проглядев ваш текст от начала до конца, первым делом для себя определит формулировку темы и то, как вам удалось провести ее через все повествование. В идеале ваша основная тема — это каркас, или основание, на который вы нанизываете развитие сюжета. Это похоже на детскую игру «Пирамидка», где центральная тема — это стержень, на который вы надеваете последовательно цветные пластиковые колечки.

Для воспитания своего внутреннего редактора очень важно перед началом работы подумать обо всей фактуре, которая у вас есть, взять чистый лист бумаги и сформулировать одним предложением главную мысль статьи, которую вы собираетесь написать (многие отмечают, что лучше это получается на бумаге).

ШАГ ТРЕТИЙ — ВОСПИТЫВАЕМ ЛОГИКУ

Когда вы научились писать текст по теме, перед вами встает другая амбициозная задача. В каком порядке расположить всю имеющуюся у вас фактуру так, чтобы это выглядело как рассказ, а не свалка слабо связанных друг с другом артефактов?

В идеале перед написанием текста, но уже после того, как вы собрали, обдумали фактуру и определились с главной мыслью, надо сделать план: когда и что следует сказать и как это будет связано с предыдущей и последующей частью. Однако, как это ни парадоксально, так могут делать только уже опытные в редактуре авторы. Большинство же все-таки сначала пишет текст по наитию. Но и в таком случае вам все равно придется сделать план после того, как написан черновик.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ — РАБОТАЕМ НАД СТИЛЕМ

Когда мы научились писать на тему и логически выстраивать части статьи, пришло время заняться словами. Обычно есть две крайности самовыражения растущего журналиста, крепко связанные между собой. Либо он пишет слишком простыми и часто повторяющимися словами, отчего его текст выглядит как сочинение ученика начальной школы, либо, осознавая примитивность своего языка и стремясь говорить сложнее, — зубодробительными наукообразными конструкциями, нанизывающими друг на друга отглагольные существительные. И то и другое он делает от неумения сочетать в своей речи простоту и ясность выражения с богатым и адекватным словарным запасом.

Как бы ужасно ни выглядел текст, написанный корявыми словами, на самом деле это менее страшная проблема, чем первые три. Если автор справляется с раскрытием темы и выстраиванием текста, то хороший редактор быстро перепишет его неуклюжие пассажи, потому что текст ему понятен.

ШАГ ПЯТЫЙ — ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ — ПРИДУМЫВАЕМ ЗАГОЛОВКИ И ЛИДЫ

Когда вам удастся пройти все предыдущие уровни, то вы будете готовы получить уже чисто редакторскую квалификацию — начать писать заголовки и лиды. В эпоху интернет-журналистики важность этого умения возросла многократно. Ведь если читатель не клюнул на ваш заголовок — он так и не узнает даже, о чем был ваш текст, и уж точно не оценит всех ваших усилий. Иначе говоря, если у текста нет хорошего заголовка, то это часто уничтожает весь текст, он как будто становится невидимым.

Научиться придумывать хорошие заги очень непросто и требует многих лет практики. Несмотря на существующие правила и каноны их изобретения, это всегда остается чем-то вроде химической реакции, до конца не объяснимой. Но на первом этапе очень важно всегда стараться придумывать рабочие заголовки для своего текста, постепенно добиваясь большей выразительности и емкости фразы.

Если вы увидите, что редактор взял идею вашего зага, то это уже успех, а если пару раз он оставил заголовок почти таким, как есть, то поздравляю — ваш внутренний редактор не только вырос, но и зацвел (кактус в цвету — это очень красиво). 

Текст: Ольга Власова, заместитель шеф-редактора Russia Beyond