О том, что здоровых людей практически нет, известно всем. Не бывает, чтобы все органы и части тела функционировали идеально. Разумеется, существуют сложные диагнозы, которые лечению не поддаются, а коррекция их приводит лишь к временному облегчению симптомов. Речь в этой статье пойдёт не об этом, а о том, что болезненные состояния и диагнозы слишком популяризируют.
Возьмем к примеру аутизм во всех его разновидностях. Диагноз этот, безусловно, ужасен и я считаю, что за родителей таких детей обязаны молиться на каждой церковной службе. Но, существует категория людей, которая этот диагноз не считает чем-то ненормальным, а относит это к особенностям развития, не представляющим неудобств. Когда человек не сталкивался с такими детьми, то понятие аутизма он может представить как замкнутость и нежелание ребенка к общению. На деле же, дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут вести себя более чем активно, обнимая людей в очереди и выкрикивать что-то очень громко. Таким образом, поведение людей с РАС может напугать.
Мне доводилось общаться с подростком, имеющим РАС и выслушать доводы его матери, которая не считает этот диагноз чем-то болезненным. Проще мне описать эту ситуацию, чтобы было ясно при каких обстоятельствах произошло знакомство с этим ребёнком. Дело было ранней весной и договорились мы со знакомой встретиться за чашкой кофе. О том, что у неё есть взрослый сын 13-ти лет, мне было известно давно, но вот о его особенностях нет. Стою жду и вижу как она идёт в мою сторону с мальчиком и останавливается у газетного киоска, подхожу. Как ни странно, к киоску была небольшая очередь и я вижу как мальчик начинает обнимать женщину, которая стоит рядом с ними. Знакомые, - думаю я и подхожу к ним. Здороваюсь со своей знакомой, здороваюсь с её сыном и вижу, что мальчик, мягко сказать не в себе. Он произносит какой-то набор звуков, гримасничает и начинает целовать мою руку, которая была ему протянута для банального рукопожатия. Отходим от этого киоска, но поведение мальчика не становится другим, он также подпрыгивает и его мать объясняет мне, что сегодня он "человек паук" и у Вани аутизм. Поскольку на улице было очень холодно и мы договаривались выпить по чашке кофе, заходим в кафе, но моя знакомая категорично заявляет, что Ваня здесь не останется и нужно найти другое заведение. В другом заведении на прилавке у бара были выставлены пирожные и это тоже помешало нам остаться в кофейне. А потом мальчик заплакал и попросился домой. Моё предложение о том, что сейчас зайдём куда-то на бизнес-ланч было отвергнуто как и все мои попытки устроить это "кофепитие", ради которого мы и встретились. Она взяла мальчика за руку, успокоила и они побежали в метро с обидой на меня. Отчитывала она меня потом как школьника и её обиды нельзя было скрыть, ведь ребёнок мне показался нездоровым, о чём и было сказано. Мне же была непонятна причина, по которой она пригласила на встречу, зная, что ребёнок её может повести себя особенно. Мои просьбы извиниться перед мальчиком от моего лица были приняты почти в штыки, ведь на самом деле не он страдает от психического расстройства, а страдают те, кто не понимает в аутизме ничего. Сын её учился в обычной школе по каким-то неведомым мне причинам.
Был разговор с клиенткой, чей внук страдает от РАС. Мальчику на тот момент было уже 16 лет. Женщина жаловалась, что боится сойти с ума, ведь постоянный контроль за таким подростком стал для неё невыносим. Внук мог сорваться и побежать на проезжую часть, мог подойти к людям и напугать их своим поведением. Ей казалось, что у неё развивается шизофрения на фоне этого стресса. Она считала внука психически нездоровым, но получала на это убеждение жесткий отпор от мамы ребенка и людей, чьи родственники также страдают РАС. Бабушке пытались объяснить, что она просто сошла с ума, а аутисты - дети индиго.
Тема эта, конечно не самая лучшая, но в настоящее время очень многие родители и даже врачи, перестали считать подобные отклонения отхождением от нормы. Приводя ребенка в школу, не каждый родитель считает нужным сообщать о приступах эпилепсии, так как по его мнению, ничего неординарного в этом нет. Дети с психическими расстройствами допущены к обучению в обычных школах, где над ними смеются другие дети, которых потом жестко отчитывают и требуют уважать особенности других людей. Уважение особенностей развития должно идти в первую очередь во благо самих особенных людей, а не делать их нахождение неуместным в определенных местах. Никакому обсуждению не подлежит оказание помощи и реабилитации людям, которые страдают РАС и их родственникам, но популяризация и возведение в норму аутизма - не лучшая идея.