Найти тему

Конные истории российских императоров. XVIII век

Умение держаться в седле было обязательным навыком, которому с самого детства обучали в царской семье. Но хорошие отношения с лошадьми складывались не у всех российских императоров.

Глядя на многочисленные скульптурные и художественные изображения Петра I верхом на коне, можно сделать вывод, что у этого русского царя верховая езда была главной страстью в жизни.

"Петр I в Полтавской битве" Иоганн Готфрид Таннауэр, 1710 год, коллекция Государственного Русского музея, Петербург
"Петр I в Полтавской битве" Иоганн Готфрид Таннауэр, 1710 год, коллекция Государственного Русского музея, Петербург

А потом с удивлением узнаешь, что Петр Алексеевич, хотя и прекрасно держался в седле, ездить верхом не любил и при любом удобном случае пересаживался в «экипаж». При выборе последнего был совершенно нетребователен.

Как пишет историк В.О. Ключевский, "не всякий московский купец решился бы выехать" на том, на чем передвигался первый российский император. "В торжественных случаях, когда, например, его приглашали на свадьбу, он брал экипаж напрокат у щёголя сенатского генерал-прокурора Ягужинского".

Ну а многочисленные изображения на коне – это дань европейской художественной традиции.

Отношения с лошадьми у Петра I тем не менее были очень теплые. Его любимая лошадь Лизетта разделила с ним все тяготы Северной войны, а после смерти в виде чучела служила моделью для художников, рисовавших батальные полотна.

Конный портрет Екатерины I, художник Георг Кристоф Гроот, 1744 год
Конный портрет Екатерины I, художник Георг Кристоф Гроот, 1744 год

Супруга Петра I, Екатерина I, в седле держалась отлично. Она сопровождала его в военных походах и безропотно переносила длительные конные переходы.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком, художник Георг Кристоф Гроот, 1743 г, коллекция Государственной Третьяковской галереи
Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком, художник Георг Кристоф Гроот, 1743 г, коллекция Государственной Третьяковской галереи

Великолепной наездницей была императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I. Она обожала конные прогулки, охоту, длительные путешествия верхом.

В 1728 году первый посол Испании в России герцог де Лирия делился своими впечатлениями о тогда еще цесаревне Елизавете: "Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха".

Прекрасно держалась в седле и Екатерина II. Иногда она позволяла себе ездить верхом "по-мужски", что в те времена считалось крайне неприличным.

Портрет Екатерины II верхом. Художник Эриксен Вигилиус, написан после 1762 года. Коллекция Государственного Русского музея
Портрет Екатерины II верхом. Художник Эриксен Вигилиус, написан после 1762 года. Коллекция Государственного Русского музея

На портрете Эриксена Вигилиуса Екатерина изображена в день государственного переворота 28 июня 1762 года, в результате которого она взошла на российский престол. В форме офицера лейб-гвардии Семеновского полка новоявленная императрица восседает на своем любимом коне Бриллианте. Глядя на многочисленные крапинки на серой масти, понимаешь, насколько точно ее название - "серая в гречку".

Екатерина II очень любила и ценила лошадей, но к скабрезным слухам, активно тиражируемым в интернете, эта любовь не имеет никакого отношения.

Император Павел I со свитой. Художник И.Б. Лампи, 1799-1802 гг. Из коллекции Гатчинского дворца
Император Павел I со свитой. Художник И.Б. Лампи, 1799-1802 гг. Из коллекции Гатчинского дворца

Любитель муштры и военных парадов Павел I огромное количество времени проводил в седле. Даже на всевозможные инспекции он отправлялся не в карете, как того требовало его высокое положение, а верхом на своем любимом Фрипоне.

В четырех верстах от Гатчинского дворца у стен некогда существовавшего Охотничьего домика нашли свой последний приют любимые лошади Павла I.

По воспоминаниям путешественника и академика Н.Я. Озерецковского, посетившего Гатчину в 1817 году, могилы представляли собой два надгробия из четырехугольных плит, на которых были закреплены металлические листы с позолоченными буквами.
Надпись на первом гласила: "Здесь лежит верный Фрипон, скончавшийся мая 1-го 1815 г.". На другом надгробии написано: "1813 г. Буринская лошадь любимая покойного Императора Павла I".