В одной из наших недавних статей мы публиковали фрагменты интервью Народного учителя России, лауреата премии Президента РФ, директора Центра образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, в котором он делился с журналистом РИА Новости своими взглядами на профессию педагога. В сегодняшней статье приводим фрагменты этого интервью, в которых Ефим Рачевский рассказывает об отношении к ЕГЭ, оценках в школе, дистанционном обучении и ошибках родителей.
Источник фото
О едином государственном экзамене
ЕГЭ сегодня, к счастью, норма, привычный регламент. Я сторонник этого экзамена, более того, в самом начале был яростным его пропагандистом. Ведь одна из причин, почему он появился – недоверие к школам и вузам. На ЕГЭ невозможно списать. Если меня кто-то убеждает, что в какой-то деревне это все-таки можно сделать, я считаю, что это маловероятно.
Наверное, лет через 5, а может и раньше, я буду предлагать от него отказываться. Почему? Есть дети, которые по тем или иным причинам ЕГЭ успешно сдать не смогли, например, из-за жесткого временного регламента на экзамене − ученик гениально знает математику, но очень медлительный. Есть дети, которые принимают совершенно неординарные решения, но не вписываются в формат ЕГЭ.
Я не говорю об отмене, но предполагаю, что та модернизация, что происходит (меняются задания, более креативные контрольно-измерительные материалы ориентированы не столько на запоминание, сколько на способность принятия решения), постепенно приведет к изменению экзамена. Я не знаю, какая будет форма, но надеюсь не «глаза в глаза».
О необходимости оценок в школе
Нужно разделять оценку и отметку. Как только ребенок рождается и начинает что-то понимать, мы обязательно его оцениваем. Например, говорим: «Петя, какой ты молодец, не пролил суп на себя», или «Молодец, сел на горшок». Это оценка.
Отметка – это балльная система, оценка в школе вынужденно трансформируется в отметку. Можно ли перейти на безоценочную систему? Мы в первом классе отметки якобы не используем. Почему я говорю «якобы», потому что на самом деле за этим стоит ложь: учитель за хорошо сделанную работу ставит смайлики, а это те же самые отметки.
Вы были когда-нибудь в тире? Пострелял и видишь мишень, попал или не попал. Без оценки действий очень сложно понять, где человек ошибся, а где нет. Без отметок и оценок в школе невозможно.
В самой системе оценивания в школе есть несколько грехов. Первый − презумпция виновности, отнимание, штрафная система: грубо говоря, тебе «не платят» за сделанное, а наоборот, отнимают за несделанное. Допустим, у меня зарплата 100 рублей, я работаю, если что-то не сделал – минус 10. Это как штрафные санкции к рабочим в период царизма. Штрафы, штрафы, штрафы. А надо наоборот, добавлять за то, что сделал.
Второй грех – недифференцированное оценивание. Например, ученик предложил хорошую идею по решению задачи по физике, но математически решил ее неграмотно. Можно поставить две оценки, тогда ребенок будет знать, что у него проблема не в физике, а в математике. К сожалению, не все учителя умеют ставить такие оценки.
Третий – четверти, полугодия, триместры. Оценку выводят не за навыки, умения, знания и самостоятельность, а как общий балл за временной период. Нет оценки за успешность, например, в освоении периодической системы химических элементов Менделеева, но есть оценка за четверть, а там про Менделеева ничего не сказано.
О гаджетах в школе
В мае я был на уроке физики, и учитель попросил учеников достать свои гаджеты, найти ссылку − так класс разбирал тему «Оптика». Если у ребенка кнопочный телефон, то у учителя на столе есть пара планшетов. Они комфортнее, чем стационарные компьютеры, быстрее, к тому же во всей школе есть wi-fi.
В нашей школе мы делаем ограничения. На двери каждого кабинета у нас есть значок «Запрещено пользоваться мобильным на уроке». Бывают иные ситуации, когда дети сидят и SMSят – это называется отвлекаться от уроков, что запрещено.
О дистанционном обучении
На очной форме обучения ребенок посещает школу. На очно-заочной ученик часть каких-то дисциплин изучает самостоятельно без школы, а часть - вместе со своими одноклассниками. На заочной семья берет на себя обучение, предполагается регулярность рубежной аттестации после второго класса. На семейном – семья тоже берет на себя обучение, при этом необязательно каждый год получать какие-то отметки, а только по завершению определенного образовательного уровня.
Надо различать семейное и домашнее обучение. На домашнем к больным детям приходит педагог, и школа эту услугу оплачивает. Семейное – когда семья решила забрать ребенка из школы и учить его самостоятельно, с определенной периодичностью сдавать государственную итоговую аттестацию за 9-й и 11-й. Дистанционное обучение – это не более чем технология.
Психологи говорят, что ребенок лишается возможности успешной социализации, потому что он в отрыве от других детей. Я спрашиваю: «От каких других детей в классе?» Ведь можно общаться с детьми за пределами класса и классной комнаты. Кто сказал, что социализация бывает успешной, если дети одного возраста собираются вместе? Это абсурд. Наоборот, разновозрастные группы являются той самой школой социализации.
В нашей школе мало детей, находящихся на семейном обучении: из 3,5 тысяч учеников их где-то человек 12. Ассоциация семейного образования провела исследование в Санкт-Петербурге: сопоставили навыки по математике среди ребят седьмого класса, которые посещают школу, и ребят, которые учатся на семейном. У тех, кто учится на семейном, результативность оказалась выше процентов на 20-30.
Нельзя быть сторонником или противником какой-либо формы обучения, потому что каждая ситуация конкретна и требует конкретного решения.
Об ошибках родителей и детях будущего
Родители не формируют диалог с ребенком, мало с ним разговаривают. Мы знаем немалое количество мам или пап, которые спрашивают пришедшего из школы ребенка не о том, что ему на физике рассказали о гравитации, а какую оценку он получил. Если пять – это счастье. Кроме того, они требуют от детей успешности во что бы то ни стало. Победа любой ценой, цель оправдывает средства.
Родители хотят, чтобы детей учили так же, как учили когда-то их. А прошло уже лет 30, все изменилось. Первого сентября приходят в школу дети, население будущего, те, кто будет принимать решения, они уже их принимают. Нынешние первоклассники очень сильно отличаются от прежних, они приходят с необузданной жаждой познания. Их совершенно не интересует сказка про Аленушку, они «залезли» в проблемы черных дыр по астрономии, знают классификацию всех насекомых и растений, разбираются в минералогии.
Дело в том, что дети активно воспринимают информацию из, например, National Geographic, или из программ о путешествиях, самостоятельно ищут информацию в интернете. Для меня запретным плодом в третьем классе был «Декамерон», его прятали, а им интересен весь этот мир. Не нужно забирать у детей гаджеты.
Сегодняшние первоклассники школу закончат в 2032 году. Значит мы должны знать, что будет в 2032 году, иначе мы плохо сработаем. Я не люблю лозунги, но то, что будущее уже сегодня прокрадывается в нашу жизнь с помощью первоклассника, – это совершенно точно.
Полная версия выступления доступна по ссылке
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.