Найти тему
Всякая всячина

Необычный фрегат Балтийского флота

Здравствуй, дорогой читатель! Приветствую тебя на моем канале. В прошлый раз имел место рассказ о первом русском боевом корабле Балтийского флота (https://zen.yandex.ru/media/id/5d73b5f2ecfb8000ae53ea20/pervyi-boevoi-korabl-baltiiskogo-flota-5d77523f92414d00ad15b950). Сегодня же я поведаю о боевом корабле Балтийского флота – фрегат «Олифант».

"Олифант"
"Олифант"

Но перед тем, как рассказать про корабль и его судьбу, необходимо окунуться в историю, чтобы понять что происходило в мире в те далекие времена и с какой целью был разработан и построен данный корабль.

В начале 18 века Россия обосновалась на берегах Балтики, начав строить Санкт-Петербург, а также ряд крепостей для его защиты. Но кроме береговых укреплений для защиты от агрессора – Швеции, строился и Балтийский флот. Осенью 1703 года на Олонецкой верфи была заложена серия из 10 фрегатов, головным из которых был «Штандарт». Однако данная серия кораблей имела довольно слабое артиллерийское вооружение, в связи с чем с трудом справлялась даже с задачей обороны новой столицы от шведского линейного флота, не говоря уже о нападении. Но Петр I считал преждевременным создание необходимой инфраструктуры и строительство дорогих линейных кораблей. В свете этого было принято решение создать некий промежуточный вариант корабля – фрегат с более мощным вооружением.

За разработку проекта взялся лично царь Петр. На новые корабли планировалось установить самые мощные на тот момент орудия 18-фунтового калибра. Выбор орудий тяжелой артиллерии требовал нового подхода к проектированию, ведь корабль должен был иметь высокие мореходные качества, хорошую остойчивость, при этом иметь возможность размещения указанных орудий и стрельбы их них. Для обеспечения высоких мореходных качеств было необходимо как можно большее снижение высоты надводного борта, что уменьшить парусность корпуса. В то же время, для возможности размещения новых орудий и сохранения приемлемой дальнобойности, было необходимо разместить орудийные порты как можно выше, а соответственно росла и высота борта. Эту противоречивую задачу нужно было как-то решать.

Для решения этой задачи, в стремлении сохранить размеры корпуса неизменными, пришлось пожертвовать длиной стволов орудий на 18 %, что привело к уменьшению дальности стрельбы и снижению урона. Зато удалось сохранить прекрасные мореходные качества и приемлемую стоимость постройки корабля.

Проектирование нового фрегата было окончено к концу лета 1704 года, а уже 2 октября 1704 года на Олонецкой верфи состоялась торжественная закладка принципиально нового корабля. Строительство шло довольно споро и к весне 1705 года корпус уже был готов, начались работы по отделке и возведению внутренних помещений.

Со спуском корабля сильно торопились, чтобы включить его в состав флота уже в эту навигацию и опробовать в деле. «Олифант» был спущен на воду 30 мая 1705 года.

-2

Характеристики корабля:

- Тип – фрегат;

- Водоизмещение – 420 тонн;

- Длина – около 36,3 метров;

- Ширина по мидельшпангоуту – около 8,6 метров;

- Осадка – около 3,1 метров;

- Экипаж – до 200 человек;

- Вооружение – всего 32 орудия, 22 18-фунтовых на гондеке и 10 6-фунтовых на шканцах;

- Мощность бортового залпа – 324 фунта.

Проблемы начались при переходе из верфи к месту базирования. Осадка корабля составляла чуть более трех метров, в то время как в районе песчаных мелей у Шлиссельбурга (по пути следования) глубина была около 2,5 метров. Чтобы уменьшить осадку с корабля пришлось снять все что можно: груз, артиллерия, весь рангоут (кроме фок-мачты и бушприта). Снятые припасы везли на специально выделенном под такое дело флейте. Но, несмотря на все принятые меры, пройти самостоятельно через отмели не удалось. Пришлось задействовать несколько мелкосидящих буеров и две шнявы. Наконец, 6 сентября 1705 года «Олифант» дошел до Санкт-Петербурга, где на него был установлен рангоут, такелаж и артиллерия.

-3

«Олифант» особо в боевых действиях не отличился. Наравне со всеми нес службу в Финском заливе, защищал подходы к столице государства российского, крейсировал по Балтике. К концу компании 1709 года фрегату требовался ремонт. В 1710 году состояние корабля оставляло желать лучшего, тем не менее корабль продолжал службу и даше участвовал в походе к Выборгу.

Однако корабль примечателен тем, что в него удалось «впихнуть невпихуемое» – на кораблях ведущих морских держав, аналогичных «Олифанту» по ранговой классификации, главным калибром были 6-9 фунтовые орудия, в то время как новый флагман балтийского флота нес такие же орудия, как и огромные линейные корабли.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ВСЕМ УДАЧИ И ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!